Зарождение капиталистических отношений в Китае в XVI—XVIII вв

Другой путь зарождения капиталистических отношений в Китае в XVI—XVIII вв. — подчинение мелкотоварного производства купеческому капиталу, раздача работы на дом.

Эти отношения возникали лишь спорадически, в некоторых районах, и отраслях производства, прежде всего в ткачестве, которое больше всего было связано с массовым сбытом и где были весьма прочны позиции купеческого капитала.

В городском ремесленном производстве XVI—XVIII вв. существовали разные формы деятельности торгового капитала. В шелкоткачестве уже с XIII в. была распространена наиболее простая, первичная форма торгового капитала — покупка изделий торговцем у мелких товаропроизводителей, функционировали комиссионные конторы и купеческие компании (яхан), перепродававшие сырье и скупавшие готовые ткани.

В «Фэнлу сяочжи» (XVIII в.) записано, что в Наньцзине было большое число купеческих компаний сыхан (шелковых ханов), занятых скупкой шелка-сырца и шелковых тканей у городских и сельских ремесленников.

Шелкоторговцы съезжались обычно в наньцзинский район Шавань. Здесь находились постоялые дворы, склады, постройки хуйгуаней, рынок оптовой торговли шелком и шелковыми тканями.

В описаниях уезда Пуюань, одного из развитых районов пров. Чжэцзян (XVIII в.), содержатся сведения о деятельности купцов, торговавших шелком.

И в «Пуюань чжи» и в «Пучуань совэнь цзи» сообщается, что в конце правления Южносунской династии (XIII в.) в Пуюане жил человек по фамилии Пу, занимавшийся разведением шелковичных червей и ткачеством. Во времена Юаньской династии на том месте, где раньше жил Пу, были основаны четыре больших торговых яхана, скупавших шелк и связанных со многими людьми, ведущими шелковое производство. К концу правления династии (XIV в.) эти яханы не только скупали шелк и продавали сырье, но и сдавали в аренду станки. С XVI в. все операции по торговле шелком проводились на специальном рынке Юнлэши, куда собирались купцы из дальних стран. В конце же XVIII в. яханы имели свои лавки на улицах Цяоцзе, Илуцзе, Нюэрсяоцзе.

В описаниях Пуюаня не встречается прямых указаний на раздачу сырья купцам и капиталистическую работу на дому. Однако упоминание о раздаче станков в аренду указывает на определенные формы связи купца с товаропроизводителем, гораздо более тесные, чем простой акт купли-продажи готового товара.

В XVIII в. на рынках Хучжоу, Фучжоу, Ханчжоу целые торговые компании и отдельные богатые купцы наживались на скупке и перепродаже шелка-сырца купцам, приезжавшим из других мест. В «Уцин Вэньсянь», например, говорится: «Когда период выкормки червей подходит к концу, торговцы приезжают отовсюду и обращаются в ханы с предложениями купить шелк. В обычное время хозяева станков цзиху из Чжэнцзэчжэня, Шэнцзэчжэня, Шуанлиньчжэня и других мест покупают основу и уток (т. е. сырье для ткачества) и ткут. Поэтому многие торговцы занимаются тем, что скупают шелк и перепродают его в тех местах, где есть хозяева станков… Называются такие торговцы «фаньцзы» — перекупщики. В этой местности шелка немного и он дешевле, чем везде, поскольку нет своих цзиху».

На шелковых рынках XVIII в. значительное место занимал маклер — куай, перекупщик шелка, связанный с множеством мелких производителей и крупными торговыми компаниями других городов и провинций.

«На Ханчжоуском рынке известными семьями, имевшими лавки по продаже шелка, были Лю, Ли, Лу, Сюй — около Шуйсянкоу; Чай — около Саньцяоцзе. На расстоянии 7—8 ли от рынка на восточной окраине девять человек из десяти занимались скручиванием нитей. За спиной они несли сырой шелк и продавали маклерам у ворот Ганлань и Цин-чунь. Утром они приходили на рынок, а вечером возвращались обратно»,— сообщает «Ганшань цзачжи».

Подобные же сведения о посредниках между мелкими производителями и приезжими купцами мы встречаем в «Наньсюнь чжи» («Описание Наньсюня») и «Наньсюньчжэнь чжи» («Описание Наньсюньчжэня») (обл. Хучжоу), где такого рода посредники обозначались термином «хуа чжуан».