Записки европейцев о Китае

Кое-какие любопытные сведения о ремесле исследователь почерпнет и в записках европейцев, посетивших Китай в XVI—XVII вв. Иностранцы, главным образом католические миссионеры, стали проникать р. Китай после великих географических открытий. Некоторым удавалось добиться доверия и покровительства высоких китайских чиновников и обосноваться в Пекине и Наньцзине, другие же не смогли проникнуть дальше прибрежных городов. Миссионеры оставили обширную литературу о Китае. Ценность этих трудов различна. Одни представляют собой действительно верные и точные наблюдения, другие же полны курьезов 18 и записей недостоверных слухов.

В миссионерских записках особенное внимание уделялось торговле и ремесленному производству. Европейские дворы требовали от своих посланцев раскрытия секретов производства китайских шелковых тканей и фарфора. Многие миссионеры пытались проникнуть в Цзиндэчжэнь, используя для этого любые средства.

В 1655 г. вышла книга иезуита М. Мартини «Новый китайский атлас», где было описано производство фарфора в Дэхуа (пров. Фу-цзянь). Французский монах д’Антреколль был первым из европейцев, кому удалось посетить Цзиндэчжэнь в 1712 г. В своих «Письмах о фарфоре» он описывает внешний вид Цзиндэчжэня, доставку сырья в этот город, процесс производства и торговлю фарфором.

В «Письмах» отмечен такой интересный факт, не нашедший отражения в китайских источниках, как попытка организации фарфорового производства в Пекине при императоре Канси (1662—1722).

В настоящей работе использованы также описания ремесел и торговли в Китае, взятые из дневников Маттео Риччи, Гаспара да Круза, Мартина де Рады, Галеота Перейры, посетивших Китай во второй половине XVI — начале XVII в..

На основе миссионерских отчетов, дневников и сочинений в начале XVIII в. во Франции Жан-Батист дю Гальд (du Halde) составил описание Китайской империи, куда вошли многочисленные географические, исторические и экономические сведения о Китае, извлеченные из многих десятков миссионерских трудов. Книга дю Гальда — один из самых обстоятельных общих трудов о Китае; долгое время она служила в европейской науке надежным источником по географии, истории и экономике Китая, была переведена на английский и русский языки. Как исторический источник, она не утратила своей ценности и до настоящего времени.

Ценным источником по истории китайского города в XVIII в. является «Описание первыя части вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство», составленное Николаем Спафариеди (Милеску), послом Русского государства к маньчжурскому двору в 1675 г. Книга Спафария — значительно более интересный источник, чем многие миссионерские записки; она ценна не только своей достоверностью, свежестью непосредственных наблюдений, но и тем, что автор широко использовал труды своих предшественников, русских и иностранных.

Отсутствие в китайских источниках торговой статистики было в какой-то мере восполнено статистическими данными Ост-Индской компании, собранными в книге X. Б. Морзе «Хроника торговли Ост-Индской компании в Китае. 1635—1884». Сведения о вывозе из Китая шелка, тканей, фарфора, драгоценных металлов, сахара были использованы при изучении сбыта ремесленных изделий на внешних рынках.

В записках Галеота Перейры сообщается, например, что фарфор делали из морских раковин. В той же книге написано, что для производства фарфора использовался навоз.