Хлопкоткачество как хлопкопрядильная операция

В хлопкоткачестве (седьмой по счету операции) применялся почти такой же по конструкции станок, что и в производстве простых шелковых тканей, только меньших размеров: он назывался сяоцзи. Использование гибких бамбуковых шестов дяогань позволило в несколько раз увеличить производительность ткацких станков. Многие писатели XVI—XVII вв. отмечают это. Сюй Гуан-ци, например, упоминает о станке из Чжуньюаня, который приводился в движение водяным колесом, и один человек заменял на нем четырех, а Сун Ин-син отмечает, что на ткацких станках начала XVII в. одна работница могла заменить трех.

Восьмой операцией была аппретура ткани (беление, крашение, лощение и прессовка).

Лощильный аппарат, использовавшийся в китайском хлопкоткачестве, представлял собой простейший ролл-каландр, приводившийся в движение силой человека. Он был значительно меньше громоздких каландров Англии и Нидерландов XVIII в., приводившихся в движение лошадьми32.

Процесс лощения тканей описан Чу Хуа «Есть мастерские по лощению (чуай) тканей. Внизу расположена гладкая полированная плита. Выкрашенную ткань наматывают на деревянный вал и кладут на плиту, а сверху придавливают большим камнем, но форме похожим на опрокинутый желоб, весом до тысячи цзиней. Один человек, расставив ноги, становится на оба конца камня и раскачивает его. В результате ткань делается прочной, тонкой и приобретает блеск».

Высокого мастерства достигли китайские ремесленники в окраске тканей. В красильном производстве применялась не только набойка выпуклыми и вогнутыми «манерами», но и окраска их с резервацией отдельных участков рисунка различными органическими протравами, воском или смолами.

«Сначала обрабатывают [участки ткани] известью и квасцами и окрашивают рисунок в какой-нибудь цвет, а затем удаляют известь, и получается ткань с крупным, блестящим узором…

Или берут деревянную доску, вырезают на ней изображения цветов, трав, людей, различных предметов, птиц и зверей. Затем опрокидывают доску на ткань и прокатывают катком; применяют и пятицветную накатку, тогда узор получается как нарисованный».

В XVIII в. в Китае распространилось изготовление ворсистых хлопчатобумажных тканей.

«Если выкрасить и обработать ножом (или скребком), то получается ворс, как на тибетских тканях. Называется это гуажун — скобленый бархат».

Таким образом, техника производства хлопчатобумажных тканей в Китае в значительной степени сложилась на основе достижений, имевшихся в шелкоткачестве. Однако развивалась она медленней, чем в шелкоткачестве, и уже в XVIII в. отстала от европейской, хотя в XVI в. во многих отношениях превосходила ее.

Одной из причин замедленного развития хлопкоткачества было то, что оно преобладало в мелком, домашнем производстве, число же мануфактур в хлопчатобумажном производстве было невелико. Не случайно медленнее всего совершенствовалась техника прядения, связанного с трудом индивидуального ремесленника, главным образом женским.