Хлопчатобумажное производство XVI—XVIII вв

Хлопчатобумажное производство XVI—XVIII вв. давало продукцию чрезвычайно высокого качества, ткани отличались белизной и яркостью красок, тонкостью, прочностью, сложностью рисунка и тщательностью отделки. В книге Е Мэн-чжу «Обозрение мира» (XVII в.) говорится: «Ткань из хлопка, которая производится в нашем уезде (Шэнцзэчжэнь), уже имеется трех видов, кроме того, сюда не включена суньчэнская фэйхуа, юдунь и мэйчжи. Тонкая, широкая, превосходная ткань называлась бяобу; та ткань, которая из Саньлинтана, считалась самой лучшей.

Ткань из Чжоупу на втором месте, а та, которая из нашего уезда,— ещё ниже. Все они отправлялись в Шэньси, в Шаньси и в столичный округ. Каждый кусок стоил приблизительно 1 цянь 5 фыней серебром».

В Наньцзинском музее экспонируются хлопковые ткани XVII в. из могилы мелкого сунцзянского чиновника Ду Ши-цюаня. Эти ткани (так называемые фобу, служившие для обвертывания мертвых тел при захоронении) позволяют судить об очень высоком уровне ткачества. Основа ткани состоит из 734 очень ровных тонких нитей (ширина ткани 45,5 см). Уток значительно толще, но нити везде очень ровные, без узлов или наплывов. Ткань так хорошо отбелена, что до настоящего времени почти не пожелтела (экспозиция 1959 г.). Китайские мастера в это время умели делать ткани, где и основа и уток были хлопковыми.

По своему качеству китайские хлопчатобумажные ткани были значительно выше европейских. До появления машины Р. Аркрайта (1769 г.) в Европе почти не было тканей, целиком сотканных из хлопка,— в Германии, Англии, Италии изготовлялись хлопчатобумажные ткани на льняной основе.

Техника обработки хлопка в Китае сложилась в значительной мере на основе достижений, которые уже были в шелкоткачестве и обработке конопли.

Распространение орудий обработки хлопка китайская традиция связывает с именем некоей Хуандаопо, которую многие китайские историки склонны считать исторической личностью. Во многих сочинениях сообщается, что Хуандаопо пришла с юга и научила людей прясть и украшать ткани.

В «Сучжоуфу чжи», например, говорится: «В 14 ли к востоку от Сунцзяна есть местность Уняоцинь. Земля там очень бедна и продовольствия недостаточно. Поэтому люди используют все возможные средства, чтобы добывать пищу в этом месте.

Однако сначала они не умели крутить ногами станок и использовать лук для очистки хлопка, все делали руками, а семена вытаскивали пальцами. И время было очень трудное. В начале Юаньского времени появилась старуха по имени Хуандаопо. Она пришла из Эчжоу и научила людей применять орудия для обработки хлопка. А кроме этого, она научила безошибочно сочетать цвета (нитей) и делать на тканях цветы. Этот способ распространился повсюду, и люди наперебой извлекали из этого выгоду… А на могиле Хуандаопо был построен храм».

Этот же рассказ о Хуандаопо повторяется в «Нунчжэн цюаныпу», «Тяньгун кайу» и многих географических описаниях XVIII—XIX вв.

До настоящего времени в Китае (в Сунцзяне) существуют могила Хуандаопо (по преданию) и храм с ее изображением, где по определенным дням года совершаются богослужения в ее честь.

В «Нуншу», «Саньцай тухуй», в «Тяньгун кайу» и других источниках приводятся многочисленные рисунки и описания орудий ткацкого производства, свидетельствующие, что к XVII в. хлопкообрабатывающая техника стояла на довольно высоком уровне. По сравнению с Юаньским временем произошли изменения во всех операциях текстильного производства за счет изменения рабочей части хлопкоочистительного, прядильного, ткацкого станков.