Устройство печи для обжига фарфора

Еще имеются печи «се» по устройству своему круглые и более узкие, в каждой печи можно обжигать мелкого фарфора 300 с лишком вещей, требуется дров 80—90 ган (ган — вязанка, которую переносили на коромысле). Печи «цин»— спереди шириной 5 чи, сзади 5 чи и о цуней, высота 4 чи и 5 цуней, за-раз можно обжечь блюд, тарелок, сосудов среднего размера более 200 предметов; если печь чуть больше, то 156 предметов, больших чаш 24, чашек для риса 30, больших кувшинов при сыром обжиге 67, маленьких чашек для вина 500—600, на медленном огне обжигают сутки и на быстром — сутки… Когда огонь прекращается, закрывают топку и снимают верхнюю крышку, поэтому печь легче остывает. Через пять дней можно доставать фарфор.

На каждый обжиг требуется 60 ган дров. Если в печи обжигать большие чаши, кувшины и другие сосуды большого размера или в том случае, если долго шел дождь и печи сырые, то нужно добавить еще 10 ган хвороста». Регулирование температуры и атмосферы в печи достигалось путем добавления в печь определенного количества сырых веток. Взаимодействие водяного пара с раскаленными углями давало так называемый водяной газ (Н2 + СО) — смесь водорода и угарного газа. Образование в печи угарного газа (СО) вместо углекислого (С02) затрудняло процесс горения и обеспечивало восстановительный процесс, в результате чего изменялась окраска фарфора и глазурей. Кроме этого, по-видимому, были попытки по каналам для огня пускать в печь воду, однако неизвестно, нашел ли этот способ широкое применение.

В XV—XVI вв. и казенные и частные печи работали на смешанном топливе. В конце XVII в. в связи со все увеличивающимся разнообразием изделий произошло разделение печей и по топливу: одни работали исключительно на хворосте, другие — на дровах.

В XVI—XVIII вв. существовали различия в устройстве частных и казенных печей. Они отличались как оборудованием (размеры печей, их футеровка, топливо), так и его использованием (способ загрузки, метод ведения обжига). Изучение различий в устройстве частных и казенных печей и процесса взаимодействия и взаимовлияния частной и казенной техники представляет большой интерес.

Однако имеющиеся в нашем распоряжении сведения дают возможность изучить этот вопрос лишь частично.

Наши материалы позволяют предполагать, что в XVI—XVII вв. существовало влияние казенного производства на частное, а с конца XVII в. начался обратный процесс.

В «Цзянси тунчжи» сообщается, например, что в XV—XVI вв. казенные печи по устройству своему были более совершенными, чем печи частные,— они делались из более прочного кирпича, их внутренняя обмазка (футеровка) была более огнеупорной.

Однако работа на потребности двора была связана с повторением одних и тех же форм изделий и обусловливала застой производства. Поэтому с конца XVII в. мы встречаемся с обратным явлением: казенные печи стали менее совершенными по конструкции, меньше размером чем частные, требовали больше топлива, людей и материалов. Отсюда и более низкая производительность труда.

В «Цзянси тунчжи», например, сообщается следующее: «Частные и казенные печи неодинаковы по топливу… частные печи изготовляют сосудов вдвое больше, чем казенные. При заполнении частных печей устанавливают внутри девять рядов: в первый ряд помещают самые грубые изделия, чтобы защитить те ряды, где стоят хорошие сосуды…

В частных печах все сосуды разнообразны и перемешаны, а в казенных они однородны, поэтому и устройство различно». То же отмечают «Канси Сицзян чжи» и «Даогуан Фулянсянь чжи»; «Казенные и частные печи неодинаковы… на казенных печах все делают очень поспешно, и продукция получается плохая. Частные печи делают все очень тщательно, так как не могут напрасно расходовать силы. Строгая экономия (частных печей) и расточительство (казенных) совершенно отличаются друг от друга.

Частное и казенное производство фарфора в Китае

Сравнение описаний казенной и частной техники в «Цзиндэчжэнь таолу» Тан Иня и «Даогуан Фулянсянь чжи» дает основание полагать, что частная техника в XVIII в. в некоторых отношениях была уже выше казенной.

Отсутствие каких-либо норм и ограничений при постройке печей, сравнительная свобода в выборе образцов, а следовательно, их многообразие,— все это определило и конструкцию частных печей. Изменения вводились значительно быстрей, при меньших затратах топлива обжигалось значительно больше фарфора, чем в печах казенных. Поскольку за один раз в частных печах обжигались самые разнообразные сосуды, можно было более рационально и выгодно использовать все слои печи.

В «Цзянси тунчжи» есть указание на то, что казенные мастерские — нередко перенимали более высокую технику частных — они начали, например, выстилать печи камнем.

Итак, техника изготовления фарфора непрерывно развивалась. Изменения происходили во всех перечисленных операциях, но по преимуществу в третьей — декорировании фарфора. Китайские мастера чутко реагировали на запросы широкого и разнообразного рынка.

На протяжении XVI—XVIII вв. различным было и соотношение между частным и казенным производством — брало верх то одно, то другое. В разное время они опережали друг друга и по уровню техники и технологии, влияли друг на друга, заимствуя технические нововведения и новые приемы.

Изучение остальных видов керамических производств в Минское и Цинское время — задача чрезвычайно трудная, так как до «нас дошло мало письменных источников. Печи для обжига гончарных изделий были главным образом частными, продукция их не попадала к императорскому двору и, «следовательно, не вызывала интереса у официальных авторов. Только «Тяньгун кайу» и краткие записи в местных географических описаниях дают нам некоторые сведения о гончарном производстве. Дополнительные сведения дают археология и изучение изделий соответствующих мастерских.

В XVI—XVIII вв. почти каждая провинция имела свой центр гончарного производства, откуда изделия поступали на местные рынки, свой стиль, глубоко связанный с традициями местного народного творчества: в Хэбэе создавали белую с черным узором посуду, в Юньнани — темно-коричневые, полированные, как кокосовый орех, сосуды с легким «бамбуковым» узором и т. д.