Уставы ремесленных цехов

Уставы и регламенты цехов, безусловно, могли бы дать больше всего сведений для изучения эволюции цехового строя. В официальной и частной средневековой литературе есть упоминания о том, что в XI—XVI вв. существовали цеховые регламенты. Однако ни в известных нам сборниках документов, ни в работах китайских и европейских исследователей не приводится ни одного текста ранних уставов. Поэтому исследователь оказывается в положении гораздо более трудном, чем историк европейского средневекового города.

Пытаясь объяснить отсутствие писаных цеховых уставов, некоторые историки КНР высказывали предположение, что большинство записанных цеховых статутов и каменных стел с вырезанными на них уставами погибло или было уничтожено в результате многочисленных войн и восстаний. Нам эти гипотезы представляются лишенными оснований.

Если такое предположение и правомерно для севера, то вряд ли юг, не подвергавшийся разрушительным нашествиям, не сохранил хотя бы нескольких стел, если они действительно существовали. По нашему мнению, вплоть до конца XVII в. цехи функционировали на основе обычного цехового права, нигде не записанного. Письменные уставы возникли много позже, с появлением признаков разложения цеха. Повсеместная запись цеховых статутов в конце XVII в., установление каменных стел с записями цен, цеховых постановлений и объявлений — это выражение стремления сохранить, законсервировать ранее существовавшие внутри цеха отношения.

Вряд ли сами цехи были инициаторами установки каменных стел и. надписей в храмах: очевидно, феодальные власти в целях предотвращения самодеятельности цехов вынуждали их записывать свои регламенты, чтобы проводить политику ограничения ремесла и принуждения ремесленников, опираясь на писаные документы самих цехов.

Первоначально некоторые уставы существовали в виде временных регламентов, и только во второй половине XVIII — начале XIX в. были высечены на камнях или вырезаны на деревянных пластинах уже с учетом изменений, происшедших в цехах. Указания об этом мы находим в текстах уставов.

В уставе объединения хозяев мельниц и мастерских, обрушивающих зерно (Чанша, начальные годы правления Гуансюя), записано: «Хотя прежние поколения и имели уставы, в настоящее время они устарели и трудно избежать злоупотреблений. Начиная с 4-го года Цяньлуна в соответствии с приказами высших властей совместно установили новые уставы».

В уставе сахароварен тоже сообщается, что уставы мастерских были составлены во время правления Цяньлуна.

Таким образом, современный исследователь китайского цеха пока не имеет достаточно данных для того, чтобы проследить весь процесс изменений в структуре цехов на протяжении XVI—XVIII вв. В нашей работе дается лишь анализ цеховых документов (всего их около 30) позднего периода: наиболее ранние из них записаны не раньше начала XVIII в. (уставы ремесленников Чанша); другие датированы концом XVIII —началом XIX в.

В эту группу документов входят уставы г. Чанша, включенные Пэн Цзэ-и в «Материалы по истории кустарного производства Китая в новое время», четыре устава чунцинских цехов (конец XVIII — начало XIX в.) и тексты стел, найденных в пров. Цзянсу, вошедшие в «Сборник избранных надписей с каменных стен, установленных в провинции Цзянсу в Минское и Цинское время», среди которых есть уставы гунсо и хуйгуаней, записи цен, сообщения о подавлении восстаний ремесленников.