Ткацкое производство Китая с середины XVI в

Уже с середины XVI в. казенные мастерские не справлялись с ежегодными заданиями. Рыночные закупки, производимые ткацкими управлениями, также не устраняли дефицита.

Из несоответствия между потребностями двора в шелке и производительностью казенных мастерских возникла такая форма организации казенного ремесла, как баоланьлинчжи — система принудительной работы ткачей, записанных в списки лунбань, по казенным заказам.

Первоначально эта система возникла в Цзяннани, в областях Сучжоу и Ханчжоу. Ткачи, работавшие по системе баоланьлинчжи, получали из ткацких управлений сырье, 4 доу продовольствия в месяц и денежную плату за ткани.

В разное время и в разных местностях плата была различна. В Цзяннани в конце XVI в.— 3 ляна 8 цяней за кусок. В Сычуани почти в то же время — 4 ляна 9 цяней. В 1646 г. была установлена плата 5 — 6 лян за кусок (в зависимости от вида ткани).

Непосредственные производители, выполнявшие казенные заказы, именовались сяоцзян, цзюйцзян, миньху. В «Сунцзян-фу чжи» сообщается, что «сяоцзян — это ткачи из народа, которых заставляют ткать, потому что они [записаны в списки] цуньлю. Однако их не направляют в мастерские, а заставляют работать у себя дома. Они получают в месяц 4 доу продовольствия, как прежде ткачи, трудившиеся в [казенных] мастерских».

Распределение работы, продовольствия и серебра, надзор за выполнением и отправкой заказов осуществляли старшины, назначенные из наиболее зажиточных ткачей в порядке выполнения повинностей.

В разных областях они назывались по-разному: цзюаньтоу — старший над шелком (Ханчжоу), лянчжан — старший над продовольствием (Ханчжоу), танчжан — старший в мастерской (Сучжоу), баоланьжэнь и др. Восемь терминов, обозначающих старшин, приводит Пэн Цзэ-и, не определяя, однако, места их бытования.

В Сучжоу для названия старшины сохранился термин «танчжан» (старший мастерской), обозначавший первоначально старшину в казенных мастерских.

В 1535 г. чиновник из ведомства наказаний цзишичжун Ван Чжэн, посланный в Сучжоу и Ханчжоу с ревизией, докладывал двору, что в этих областях распространилась система линчжи. Ткачи, записанные в казенные списки, были разделены на две категории в зависимости от размеров их мастерских.

Ван Чжэн обращал внимание двора на выгодность и жизнеспособность этой системы и предлагал распространить ее на другие районы шелкоткачества.

В 30—40-е годы XVI в. система линчжи распространилась повсюду и в некоторых областях стала основной формой в казенном шелкоткацком производстве.

Мастерские же при управлениях в это время постепенно приходили в упадок, и в 1628 г. последовал указ о полном прекращении ткачества в Сучжоу и Ханчжоу.

Двумя десятилетиями позже система баоланьлинчжи была использована уже маньчжурами для обеспечения шелком цинского двора.

В XIV—XV вв. основной рабочей силой в шелкоткацком казенном производстве были городские ремесленники, записанные в казенные списки «цзянцзи» и «гуаньцзи» и выполнявшие повинности лунбань (цуньлю) один раз в четыре года. Источники называют этих ремесленников терминами «гунцзян», «цзянчжицзян», «цзиху» или «данхан» (в период выполнения повинностей).

До конца XV в. казенные управления получали шелк в виде налога с крестьянских хозяйств, занимавшихся разведением тутового шелкопряда и выращиванием тутового дерева. Такие поборы давали с опозданием разносортное, разнохарактерное, недоброкачественное сырье и разоряли крестьян, так как нестандартный шелк взимался в количествах, превышавших норму. Часть шелка поступала с казенных земель, обрабатывавшихся крестьянами в период выполнения повинностей.

Упоминание о таких казенных посадках тутового дерева (гуань сан) встречается в «Цзинчжэнь чжи» («Описании Цзинчжэня»).

В шелкоткачестве значительно раньше, чем в других отраслях, уже с XV в., начался процесс замены трудовых повинностей денежным налогом. Основной рабочей силой в XVI—XVIII вв. были ткачи, состоявшие в списках гуаньцзи и за плату работавшие в казенных мастерских. В производстве казенного шелка, так же как в фарфоровом производстве, сложилась форма «найма по повинности».

Сюй Да-лин считает, что в минском законодательстве термин «гугунжэнь» обозначал работника, который по своему правовому положению находился между крепостным и юридически свободным человеком (фаньжэнь), но приближался к последнему.

Цзиху, работавшие по найму на дому, находились под надзором властей и казенного управления; они отдавали ткани по ценам, установленным казной, получали заказы, которые не всегда могли выполнить. В «Луаньфу чжи» сообщается, что денег, которые цзиху получали от казны, было недостаточно. Поэтому производство приходило в упадок. Цзиху разрушали свои дома (цзя) и уходили.

В том же источнике сообщается, что в области Луань в 1661 г. вспыхнуло возмущение ткачей-цзиху, работавших на казну. Они «сожгли станки и прекратили работу. В это время гуаньпяо на покупку шелка было много, как рыбьей чешуи. Люди из шелкового хана, Цзяо Мань-фу, Ван Хао-шань и другие, сожгли станки и подали прошение, где жаловались на тяжелую жизнь. Сюньань по фамилии Бай установил стелу со строгим запрещением».

Итак, ткачи из шелкового цеха обязаны были работать на казну. Изъятие у них шелка по низким ценам происходило по предъявлении казенных распоряжений — гуаньпяо (очевидно, они имели вид табличек с указанием числа кусков шелка); требования казны превышали во много раз возможности луаньских ткачей.

Несмотря на отмену повинностей, все занесенные в списки «гуань-цзи» мастера привлекались иногда к выполнению временных дополни-тельных повинностей (цяньбань).