Станок для крупноузорного ткачества в XVI—XVII вв. Изготовление многоцветной ткани

Что же представлял собой станок для крупноузорного ткачества в XVI—XVII вв.?

Изображения такого станка — назывался он хуацзи или чжицзи — встречаются в «Тяньгун кайу» и «Нунчжэн цюаныну». Это станок с горизонтальным навоем, через который приблизительно посередине проходила вертикальная рама — так называемая хуалоу («хуалоу» можно перевести как «установка для изготовления цветов»). Ремизный аппарат — специальная рама станка, которая соединялась с педальным механизмом и могла подниматься и опускаться движением ноги. Число берд в станке зависело от сложности цвета и рисунка — «Нуншу» указывает два, «Тяньгун кайу» — три. Станок обслуживали два человека. Один из них — ткач, работавший внизу, у основы, и бросавший челнок; другой помещался вверху, на хуалоу. Именно с помощью хуалоу и осуществлялось многоцветное, многофигурное ткачество.

Изготовление многоцветной ткани начиналось с «Тяохуа» («тяохуа» — букв, «тянуть цветы»). Эта работа была самой трудной, сложной и лучше оплачиваемой. Искусством многоцветного тканья владели очень немногие старые и опытные мастера. На рисунок будущего раппорта они наносили тонкую сетку, по которой раппорт сплетался из тонких шнурков и веревочек. Расположение последних в точности соответствовало узору на рисунке — так получалось тяохуа. Тяохуа укреплялось в верхней части хуалоу, и концы шнурков прикреплялись к веревочному передаточному приспособлению, соединенному с бердами ремизным аппаратом. Помощник ткача, находившийся на хуалоу, тянул то одну, то другую группу шнурков, изменяя расположение нитей основы, а ткач пропускал челнок только через определенное число нитей.

Японский ученый Ота Эйдзо, изучавший китайское шелковое производство в эпоху «Тяньгун кайу», считает, что изобретение станка с хуалоу для крупноузорного тканья утком значительно упростило процесс ткачества, что уточное ткачество было более удобно для ткача и не требовало таких сложных операций, как основное, а это способствовало распространению методов крупноузорного ткачества из казенных мастерских в мастерские частных ткачей.

По-видимому, на рисунках в «Тяньгун кайу» и «Нунчжэн цюаныпу» изображен станок, бытовавший в Цзяннани. Кроме этого станка в различных провинциях Китая в XVI—XVIII вв. существовало несколько разновидностей станков с хуалоу.

Основной принцип их действия был одинаков, они отличались только размерами, устройством педального механизма, расположением хуалоу, величиной основы.

Сучжоуский станок был глубоко врыт в землю, обслуживался двумя мужчинами-ткачами; для каждого цвета в нем было шесть-семь челноков, перебрасывавшихся вручную. Сычуаньский станок был довольно большим: 40 чи в длину, 6 — в ширину, однако он производил очень узкие ткани. Ткач сидел в глубокой яме на узкой бамбуковой планке и приводил станок в движение одной ногой, нажимая на бамбуковую педаль. Помощник ткача сидел на хуалоу под углом в 45° к главному ткачу, что было связано с характером узора сычуаньских тканей.

Гуанчжоуские станки были очень высокими, с педальным механизмом в виде длинного (3—4 м) бамбукового шеста, на который нажимали ногой, действуя им как рычагом. В Гуандуне до сих пор существует пословица: «Гуанчжоуский станок высок и велик: сверху можно спать, в середине ткать, а внизу варить кашу».

Огромные размеры станков, работа с педальным ножным механизмом делали работу ткача очень тяжелой и изнурительной — от него требовалось не только умение, но и большая физическая сила. Поэтому в Китае почти повсеместно (за исключением Гуанчжоу) труд ткача и его помощника был мужским, а женщины занимались трощением шелка, сновкой и т. д.

Для тканей однотонных или мелкоузорных существовал ткацкий станок другого типа, названный в «Нуншу» «воцзи», а в «Тяньгун кайу» — «яоцзи».

Это станок более простой по конструкции, без хуалоу и с простым ремизным аппаратом. Для передвижки берд во время работы используются два гибких бамбуковых шеста, нижние концы которых закреплены на станине, а верхние соединены с ремизным аппаратом и педальным механизмом с помощью бамбуковой и веревочной передачи. Это приспособление называлось дяогань или дяоюйгань (удочки).

Станок яоцзи, в отличие от своего предшественника из «Нуншу», приводился в движение не только ногой, но и всем телом ткача: откидываясь назад, ткач давил на широкий кожаный пояс, соединенный, по-видимому, со сновальным барабаном (на рисунке это не вполне ясно, а ни в одном из музеев такой станок не представлен).

Этот станок, безусловно, требовал от ткача и большей ловкости и больших физических усилий. Но производительность труда тут была значительно выше, так как ткач уже не тратил времени для передвижки берд вручную.