Система трудовых повинностей

Серьезно препятствовала развитию городского ремесла система трудовых повинностей. Повинности цехов по отношению к государству вводились еще в конце династии Тан и в период Пяти династий.

В 1385 г. Минское правительство издало специальный «желтый» реестр, согласно которому устанавливались порядок выполнения повинностей и численность ремесленников каждой специальности, призываемых для несения повинностей.

В XV в. число ремесленников, выполнявших повинности, достигало 300 с лишним тысяч [290, 71—72]. В зависимости от места, срока и характера выполнения повинностей все ремесленники (гунцзян) делились на три категории.

Ремесленники, получившие название «лунбаньгунцзян» (букв, «мастера, перемещаемые для выполнения работы») или «цуньлю», выполняли повинности в обеих столицах или (значительно реже) в других местах, определявшихся ведомством работ (гунбу). Законом 1386 г. (19-й год правления Хунъу) было установлено, что лунбаньгунцзян должны были выполнять повинности каждые три года в течение трех месяцев (впоследствии продолжительность работы и сроки выполнения неоднократно изменялись). В действительности же выполнение повинностей затягивалось на целый год, так как путь в столицы из отдаленных провинций обычно занимал у такого ремесленника несколько месяцев.

Ремесленники, выполнявшие повинности постоянно в одном и том же месте, чаще всего по месту жительства, назывались «чжуцзо» (букв, «сидящие там, где живут»). Эта категория повинностей была введена в годы правления Юнлэ (1403—1425). Особенно много чжуцзо было вокруг столицы и на судостроительных верфях. Срок работы чжуцзо был больше, чем у лунбань, а повинности — в пять раз тяжелее. Если лунбань работали в среднем 22 дня в год, то чжуцзо — от 10 до 20 дней в месяц, а то и больше. Они не в состоянии были прокормить себя сами и часть продовольствия ежедневно получали от местной феодальной администрации.

Ремесленники, набиравшиеся из числа людей, призванных в армию, и работавшие на нужды армии (главным образом по производству оружия и снаряжения), назывались «цзюньцзян», т. е. военные мастера. С перенесением столицы из Наньцзина в Пекин все пекинские ремесленники и торговцы были объявлены «пуху» — хозяевами лавок и занесены в казенные списки. Всего в Пекине насчитывались 132 ремесленные специальности. Эти ремесленники были разделены на три категории и девять рангов в зависимости от профессии и имущественного положения. Повинности их были самыми разнообразными: они предоставляли императорскому двору и войскам необходимые товары, а нередко и деньги; выполняли «воротную» повинность (мэньи) по охране городских ворот, пожарную (хофу) — по организации пожарной службы, извозную — в столице и столичной области и множество других.

Система трудовых повинностей наряду с натуральными налогами и казенными мастерскими была формой обеспечения потребностей феодального государства в ремесленных изделиях и различного рода сооружениях в условиях натуральной экономики. Особенно широко эта система использовалась в тех случаях, когда необходимо было сосредоточить большое число работников в одном месте — на строительстве зданий, стен и гидросооружений, в горнодобывающем производстве, на судостроительных верфях.

При этом огромные партии ремесленников направлялись в столицы и к местам работы. Ткачи, бумажники, жестянщики и люди других специальностей выполняли повинности в казенных управлениях по месту жительства.

Однако система трудовых повинностей была малоэффективна. Много времени ремесленники тратили на дорогу — для выполнения повинностей им приходилось проделывать длинный путь от места жительства в Пекин или Наньцзин. Частая смена мастеров отражалась на качестве продукции. Труд подневольных работников был малопроизводительным и не всегда высококвалифицированным.