Система повинностей и денежное довольствие ремесленников

В 60—70-е годы XVI в. правительство предпринимало неоднократные попытки полностью заменить систему повинностей в казенных мастерских денежным налогом, с тем чтобы на эти деньги нанимать работников. Сообщения о правительственных мероприятиях по замене трудовых повинностей налогом встречаются в «Даогуан Фулянсянь чжи»: «Был получен императорский указ, чтобы с каждого двора требовать серебро и вносить его в казну области Жаочжоу… Внезапно пришел императорский указ… производить наем работников для обжига и производства фарфора».

О положении шатуфу в XVI в. известно гораздо меньше, чем о шангунфу, так как упоминания о них значительно реже; чиновников, ведавших фарфоровым производством, интересовали не крестьяне, а сырье, которое они привозили в Цзиндэчжэнь на своих одноколесных тачках. Однако именно записи о низком качестве этого сырья позволяют предположить, что подневольный труд крестьян на разработках каолина и фарфорового камня часто давал плохие результаты. Низкое качество добываемого сырья побудило правительство через полтора-два десятилетия после введения денежного налога с шангунфу перейти к системе закупок сырья.

С конца XVI в. в положении шатуфу возникли некоторые изменения: вместо отработок они должны были вносить денежный налог, а на эти средства казенное управление закупало сырье — каолин и фарфоровый камень.

«Закупки» сырья на деле не были свободной продажей и превращались в принудительное изъятие сырья у населения. Денежные налоги были очень велики, а цена поставляемого сырья крайне низка, поэтому бывшие шатуфу ежедневно снабжали мастерские сырьем в счет уплаты налога, получая на руки лишь самые ничтожные суммы медных денег. «Оплата серебром» существовала лишь в правительственных указах, а на практике цзиндэчжэньские власти расплачивались с поставщиками сырья медяками по самым низким ставкам.

В «Цзянси тунчжи» говорится, что «работники, занятые на добыче песка и каолина, приносят их из мест, отдаленных свыше чем на 100 ли от Цзиндэчжэня, но из каждой сотни работников только несколько наиболее сильных получают по два фыня».

Однако и в таком ограниченном виде замена повинностей налогом открывала уже некоторые возможности для развития частных сельских промыслов — добычи каолина и фарфорового камня.

В «Даогуан Фулянсянь чжи» приводится очень интересный факт. «Народ занимается добычей каолина и фарфорового камня и продает их каждый день не дороже чем за несколько фыней. В 32-м году Вань-ли местный маклер по имени Дай Чжэн предложил превратить добычу сырья в казенное производство за счет сокращения добычи частных лиц. Местные жители, жившие на средства от продажи сырья, были очень напуганы. Е Юн-чжэнь и начальник уезда Чжоу Ци-юань осудили [план Дай Чжэна] и отменили приказ».

Как видно из приведенного текста, в начале XVII в. местные богачи пытались ограничить добычу сырья частными лицами, превратить ее в казенное производство. Это мероприятие не имело успеха, так как означало возврат к старым, натуральным отношениям. А изменения, происшедшие в натуральной системе снабжения казенных мастерских, являлись неизбежным результатом развития товарно-денежных отношений и разложения натуральной экономики.

Процесс замены повинностей денежным налогом был прерван маньчжурским нашествием. За несколько лет непрерывной борьбы с пришельцами многие мастера разбежались или погибли, а те, что остались, были враждебно настроены по отношению к завоевателям.

Цинский двор, нуждавшийся в фарфоре и стремившийся быстрее восстановить казенное производство, вынужден был считаться с тем положением, которое сложилось в 40-е годы XVII в.; в 1680 г. он отменил систему повинностей и в Цзиндэчжэне.

«Император (Канси) послал… ланьчжуна Сюй Тин-ли и чжуши Ли Тин-си из ведомства финансов. Они приехали в Цзиндэчжэнь, чтобы постоянно находиться там и наблюдать за мастерскими. Полностью был отменен принудительный набор работников в деревнях области Жаочжоу».

В «Цзиндэчжэнь таолу» приводится сообщение, что в конце XVII в. все средства, необходимые для приобретения сырья и набора работников, выдавались из государственных фондов, а за работу платили деньги из казны.

В Цзиндэчжэне, таким образом, была установлена система найма работников для работы в тех мастерских по формовке и росписи, которые находились на территории казенного управления, и для выполнения работ по первичной обработке сырья.

В книге «Цзиндэчжэнь таое цзиши» приводятся данные, что при Канси в казенное управление нанимали 300 работников; однако там не указывается, были ли это мастера из цехов или неквалифицированная рабочая сила; не назван также цитируемый источник.

И квалифицированные мастера и подсобные работники получали денежную плату. Но этот наем происходил на условиях более кабальных, чем наем в мастерские частных предпринимателей; он был очень далек от понятия свободного найма: феодальные методы эксплуатации широко использовались цинскими чиновниками. Так, например, работники в мастерских и на первичной обработке сырья по-прежнему находились под строгим надзором пэйфантоу, хотя к его обязанностям и прибавился наем работников.

Вот что пишет о роли пэйфантоу в казенных мастерских автор «Цзиндэчжэнь таолу»: «Работников, занятых приготовлением заготовок, очень много… Пэйфантоу увольнял работников и наблюдал за ними. Если среди формовщиков случались конфликты или споры, приказывали пэйфантоу разбирать и устанавливать спокойствие. Если были нерадивые, изготовлявшие брак работники, то отвечал за это пэйфантоу».

О существовании экономического принуждения при найме в казенное управление свидетельствуют и формы оплаты труда: наемным работникам платили деньги не поденно и не помесячно, как в мастерских частных предпринимателей, а два-три раза в год. Это служило средством прикрепления работника к месту, по существу лишало его возможности покинуть мастерскую.

О неоднократных волнениях среди работников казенных мастерских в конце XVIII — начале XIX в., вызванных злоупотреблениями в оплате, пишет Гун Юэ: «Из года в год в седьмом месяце пэйфаны занимаются разбором дел, связанных с прекращением работы. Рабочие-формовщики каждый год в июле бросают работу. Местные чиновники силой принуждают их начать работу снова».

«Пэйфан[тоу] давал работникам задание: одни готовили массу, другие формовали сосуды… Всем им в середине четвертого месяца выдавали плату, а в десятом месяце производили окончательный расчет. В конце года выдавали еще немного денег…

По всему [Цзиндэ]чжэню в первый день третьего месяца выдавали деньги на питание».

Основным источником пополнения неквалифицированной рабочей силы были крестьяне соседних областей и провинций — разорившиеся, потерявшие землю или беглые, пришедшие искать заработка. Приходили наниматься и квалифицированные мастера, уходившие из других центров керамического производства и привлеченные слухами о богатстве Цзиндэчжэня.