Шелковое производство Китая XVI—XVIII вв

Исторические источники XVI—XVIII вв. содержат многочисленные сведения о развитии шелкоткацкого и шелкомотального производства, о ремесленниках, занятых этим производством в Наньцзине, Сучжоу, Ханчжоу, Хучжоу, Чэнду, Уси и других городах. Их насчитывалось по всему Китаю сотни тысяч.

Различные источники сообщают: о городе Хучжоу (конец XVI — начало XVII в.): «Семьи имели ткацкие челноки и успешно вели производство. Работа шла очень успешно, и изделия были искусными»; Сучжоу (XVII в.): «Большинство народа, жившего в восточной части города, занималось ткачеством»; Ханчжоу (конец XVII в.): «В Ханчжоу… в восточной части города слышен беспрерывный шум станков. Здесь сосредоточилось огромное число ремесленников»; «В Ханчжоу, на улице Хоушицзе, в Сядуань-дунцзе и в других местах есть жители, которые на станках ткут шелковые ткани дуань и чоу; шелка очень много, всю работу выполняют женщины, и у многих из них жизнь бедна и тяжела»; Пучуань (XVIII в.): «В маленьких переулках сгрудились мастерские — фан. Станки касаются друг друга рамами. Шум наполняет уши. Людей, занимающихся ткачеством, в этой местности особенно много»; «В Пу, у моста Девяти девушек, много народа ткет шелковую ткань, похожую на облака»; «Шелковых тканей изготовляется все больше и больше, и выгода от них с каждым днем растет. Очевидно, количество тканей даже больше так называемых 10 тысяч кусков в день».

Для XVI—XVIII вв. характерно необычайное разнообразие шелковых тканей.

В каждом из районов шелкоткачества сложился свой специфический вид шелковой продукции. Рисунок на них создавался уточной нитью, поэтому общее их название — «вэйцзинь» («уточные ткани»).

Наньцзин стал центром производства атласных и парчовых гканей — цзинь, юньцзинь. Они знамениты богатством и изяществом декора, преобладанием золотисто-желтых, красных, глубоких голубых тонов, очень крупным четким рисунком, обилием золотого и серебряного тканья.

Лучшим из наньцзинских шелков считался юньцзинь (парча с облаками). Секрет его изготовления охранялся очень тщательно и передавался по наследству только старшему сыну. При изготовлении юньцзиня существовали незыблемые правила: под угрозой строжайших наказаний частным мастерам запрещено было заимствовать узоры казенных мастерских; фениксов, единорогов, драконов с пятью когтями можно было ткать только на одеждах императора; для одежды простолюдинов полагался дракон с тремя когтями.

В «Чжэндэ Цзяннинсянь чжи» встречаемся мы с названиями нань-цзинских шелковых тканей: лин, сыцзинь, буцзюань, линбужунсянь, шоупа, динсы, ло, ша, чжоу и др.