Шелкоткацкое производство древнего Китая

Казенные управления регулярно, в установленные императорским двором сроки, отправляли шелковые ткани в Пекин и Наньцзин. Эти поставки были огромны. В «Мин ши лу» приводится доклад ведомства работ (гунбу) от 1606 г. (33-й год правления Ваньли), в котором говорится: «На одежду императора нужно 16 тыс. с лишним кусков атласа, и кроме этого 9600 с лишним кусков на одежду императрицы…».

В «Ханчжоуфу чжи» сообщается, что поставки шелка из Ханчжоу достигали в Минское время более 10 тыс. кусков в год. Трудно полагаться на достоверность этой цифры, так как иероглиф «10 тысяч» мог быть употреблен просто в значении «множество». Тем не менее этот текст является свидетельством огромных поставок шелка.

В том же источнике сообщается, что в 25-м году Ваньли (1597 г.) «в соответствии с государственным порядком было соткано не более 30 тыс. кусков шелковой ткани».

Начиная с 40-х годов XVI в. потребности казны в шелковых тканях непрерывно увеличивались: в провинциальные ткацкие управления посылались чиновники с распоряжениями об увеличении норм выработки тканей, отпускались новые средства. В 1544 г. на ткацкие работы в Чжэцзяне было отпущено 300 тыс. лян серебра.

В 1551 г. отправлено распоряжение увеличить производство шелка разных сортов в Сучжоу, Ханчжоу и других областях на 86 300 кусков. В 1554 г. последовал новый указ казенным мастерским в Чжэцзяне, Фуцзяни, Южной Чжили и Цзяннани — ткать 30 150 кусков разноцветного шелка.

С 80-х годов XVI в. производство шелковых тканей увеличивалось непрерывно. В 1587 г. из провинциальных ткацких управлений единовременно было отправлено в столицу 127 315 кусков шелка, на что израсходовано 160 тыс. лян серебра.

Ежегодное производство шелка в столичных и местных мастерских составляло в это время 90 тыс. кусков. В последующие два десятилетия потребности двора в шелковых тканях все возрастали.

В 1606 г. «дворцовое хранилище (нэйку) послало человека, чтобы увеличить [количество шелка] до 180 тыс. кусков. И хотя впоследствии милостиво сократили вполовину, все-таки требовалось серебра 100 тыс. с лишним [лян]».

Однако казенные мастерские не справлялись с выполнением правительственных заказов, были в постоянном долгу перед двором и ведомством работ, просили о сокращении установленных норм поставок.

Императорская казна также не могла обеспечить необходимых для этого ассигнований. Об этом свидетельствуют многочисленные доклады гунбу на имя императора. Уже в 1544 г. гунбу сообщало: «Области, где производятся ткацкие работы, из года в год предоставляют огромное множество [шелковых тканей]. Если еще раз заставить их увеличить [отправку], возникнут большие затруднения с расходами».

В свою очередь, с конца XVI в. из местных ткацких управлений шли ко двору многочисленные просьбы сократить поставки шелка.

Наряду с казенными мастерскими существовала и другая форма казенного производства шелковых тканей (получившая развитие еще в Сунское время) — казенное управление получало шелковые ткани от ткачей, работавших на дому. Такие цзиху, работавшие на казну дома, были во всех шелкоткацких центрах. В Сычуани и Шаньси работа на дому была основной формой казенного производства.

В «Луаньфу чжи» сообщается, что в конце Минского времени в обл. Луань (Шаньси) на учете в казенном управлении числилось более 3 тыс. ткацких станков в уездах Чанчжи, Гаопин и Лучжувэй. Управление каждые десять лет должно было сдавать в казну 4970 кусков шелка. Разделялось все это на три отправки. Цена каждого куска в серебре составляла 4 ляна 9 цяней 5 фыней. Совершенно очевидно, что в тексте идет речь не о казенных мастерских, а о ткачах, работавших на дому,— иначе трудно объяснить размещение ткацких станков в трех уездах обл. Луань. Сопоставление этого текста с другими источниками показывает, что сумма 4 ляна 9 цяней 5 фыней означала плату, получаемую ткачом за каждый кусок сотканного шелка.

В тех центрах шелкоткачества, где были казенные мастерские, также были ткачи, работавшие на дому и состоявшие на учете в казенном управлении. В «Ханчжоуфу чжи» сообщается, что в 1577 г. в уезд Линъань послан был документ, по которому линъаньские цзиху должны были направляться в уездный ямынь и сообщать количество тканей, которые они соткут и смогут внести. Линъань — старое название Ханчжоу

Цзиху, работавшие на дому, получали в казенном управлении все необходимое сырье и образцы рисунков.