Шелкоткацкое казенное производство

Шелкоткацкое казенное производство, так же как и производство фарфора, несло в себе некоторые признаки мануфактуры: большое число одновременно занятых работников, детальное разделение труда, дифференцированная оплата. Эти особенности развивались, хотя и очень медленно: в казенной мастерской в конце XVII и в XVIII в. разделение труда было гораздо более детальным, чем в XVI в. Сюй Да-лин приводит сообщение «Мин хуй дянь» о том, что в наньцзинских ткацких мастерских были работники 32 различных специальностей. В Сучжоу в начале XVII в., по данным «Сучжоу чжицзаоцзюй чжи», в мастерских управления чжижаньцзюй насчитывалось 16 специальностей (И из них занято непосредственно в производстве). А в Цинское время в том же управлении была 121 специальность (из них 19 производственных).

Каждый ткач ткал какой-нибудь один вид одежды или ткани: были мастера по изготовлению драконовой одежды, пятицветной ткани, парчи, атласа, газа, тафты, шелка для картин, хлопковой ткани, по шитью зимней одежды, одежды без рукавов и т. д. Были крутильщики, сновщики, мастера тяохуа, красильщики, рисовальщики, изготовители поясов.

Оплата работников зависела от специальности, квалификации, количества и качества выполненной работы. По данным «Сучжоу чжи-цзаоцзюй чжи», наиболее высоко оплачивалась работа изготовителей тяохуа и художников: они получали два ляна в месяц. Мастер тяохуа, помощник ткача на хуалоу, получал 5 цяней в месяц, мастера по ремонту станков— 1 лян 5 цяней (конец XVII в., до 1686 г.).

Аналогичные данные приводятся в «Гуансюй Дацин хуй дянь шили»: при Цяньлуне в казенных мастерских мастера получали ежемесячную плату в 2,5, 2 и 1,5 ляна серебра. Ткачи за выполненную работу получали особые жетоны гунпяо, по которым в конце месяца получали деньги. Эта система была источником постоянных злоупотреблений со стороны чиновников и средством дополнительной эксплуатации. Кроме помесячной оплаты была еще поденная. Ее обычно получали ткачи, искавшие в местах найма кратковременную работу в качестве помощников.

В шелкоткачестве не встречалось кабальных форм оплаты, подобных фарфоровому производству. Одна из причин — отсутствие такого большого количества неквалифицированной рабочей силы, как в фарфоровом производстве. Тем не менее в казенном шелкоткацком производстве, как и в фарфоровом, оплата была низкой. Связь с рынком и денежные закупки сырья играли в шелкоткачестве большую роль, чем в фарфоровом, особенно в таких экономически развитых областях, как Сучжоу, Фучжоу, Хучжоу, Ханчжоу. В источниках, особенно конца XVIII в., встречаются записи о том, что сырье закупалось на рынке или у сельских жителей.

В описании Сучжоу начала XIX в. сообщается, что «шелк, который требуется для производства императорских тканей… чиновники покупают на рынке, а затем передают простому народу, чтобы он ткал, красил и сдавал в хубу».

В «Шан Цзян лянсянь чжи» сообщается, что казенное управление производило покупки деревенского шелка.

Закупка сырья производилась обычно на средства, полученные от налогов с крестьян и от таможенных сборов на двух таможнях.

Шелкоткацкая мануфактура, так же как и фарфоровая, по целям производства и методам эксплуатации непосредственного производителя оставалась феодальной. Особенно отчетливо сущность казенной мануфактуры проявляется при изучении характера найма работников. Наем работников в казенные шелкоткацкие мастерские существовал уже в Минское время. В тех случаях, когда мастерские испытывали недостаток в ремесленниках высокой квалификации, их нанимали в других центрах шелкоткачества, чаще всего в Сучжоу и Ханчжоу.

В докладах, присланных в 1535 г. из ткацких управлений в Цзиньхуа, Вэньчжоу, Гайчжоу, Чанчжоу, Чжэньцзяне, сообщается, что, поскольку ремесленники в этих ткацких мастерских «не были искусны в тяочжи (работа помощника ткача на хуалоу), нанимали мастеров из других мест. Источники обозначают этот наем термином «гуи» — «повинности по найму». Уже сам термин дает основание предполагать, что это не был свободный наем, ремесленник не мог от него отказаться. В официальных документах Цинского времени употребляются различные термины для обозначения набора работников в мастерские: «муцзян» (созывать мастеров), «чжао-му миньцзян» (созывать мастеров из народа), «чжаому цзянъи» (созывать мастеров для выполнения повинностей), «гуцзицзян» (нанимать ткачей).

Следует, однако, полагать, что даже в тех случаях, когда употребляются термины найма, речь идет о найме работников, которые не могут отказаться от работы в казенных мастерских.

Каждый ткач, состоявший в списках, находился под строжайшим надзором: за ним следил начальник бао на той улице, где ткач жил, он был под контролем надсмотрщика в казенной мастерской или цзиху, нанявшего его.

В тексте одной из стел начала XIX в. записано: «Все ткачи-цзицзян, прежде чем начать работу, должны явиться в управление мастерскими (цзифандянь) и заключить контракт, который затем передать дзиху. И после того как возьмут станки, получат от цзиху плату согласно исполненной работе. И нельзя использовать станки и материалы, чтоб втихомолку ткать для себя».