Секреты мастеров, запретительная политика цехов, тайна производства

С запретительной политикой цехов, с их узкой корпоративностью связана и охрана цеховых секретов, порожденная все той же боязнью конкуренции, стремлением держать в своих руках местный рынок.

Некоторые китайские ученые считают, что в XVII—XIX вв. шел процесс рассекречивания искусства и техники не только отдельных мастеров, но целых цехов и групп.

Вряд ли можно согласиться с таким категорическим утверждением. Если этот процесс и шел, то крайне медленно и главным образом в тех отраслях, где обладание секретами ремесла не предоставляло особых преимуществ. В Наньцзине, например, секреты производства парчи охранялись до создания КНР. Мастера, изготовлявшие тяохуа, не имели даже своего цеха, а работали каждый в одиночку, чтобы лучше сохранить свои ремесленные тайны.

С подобным же явлением мы встречаемся и в цзиндэчжэньском фарфоровом производстве. Искусство кладки печей было там одним из самых сложных. Оно сосредоточилось в руках немногих семей, строго охранялось и передавалось по наследству. В «Фулянсянь чжи» приводится рассказ Тан Иня: «В Цзиндэчжэне жил некий Вэй, хорошо владевший кладкой печей. Он сосредоточил эту работу в своих руках и хранил секрет учителя. Так было без изменений с Юань и Мин и до настоящего (Цин) времени. Поэтому только работники, занятые приготовлением глины и песка, не были постоянными, строительство же и ремонт печей находились в специальных руках, и посторонних к этой работе не допускали».

То же семейство Вэй упоминается в «Цзиндэчжэнь таолу» и «Цзянси тунчжи». Лань Пу приводит отрывок из не дошедшей до нас книги «Юйчжан дашуцзи», свидетельствующий об охране секрета кладки печей: «Печи «сюаньяо» дают прекрасный фарфор. Среди них было несколько особенно хороших. Однако люди чаще всего разрушали или срывали их, но не хотели передавать секрет по наследству».

Ремесленные секреты скрывали не только от однотипных чужих цехов (близких по ремеслу, одинаковых, но расположенных в другой местности и т. д.), но и от своих ближайших соседей, мастеров того же цеха.

В книге Фань Дуань-яна «Аочжун цзяньвэнь» [«О виденном и слы-шанном в Ао (Гуандуне)»] говорится: «Вельвет ткут и стригут одновременно. Этот способ строго секретен. Среди ткачей Гуанчжоу не более десяти умеют делать эту работу».

В гуанчжоуском цехе резчиков по слоновой кости семейство Вэнь сто с лишним лет назад изобрело многослойный резной шар и четыре поколения передавали это искусство по наследству.

Именно охраной цеховых секретов объяснялось столь долгое сохранение тайны китайского фарфора.

Столь же тщательно охранялись секреты производства знаменитых исинских чайников из «каменной массы»: местонахождение глин различных оттенков, способы формовки и обжига.