Среди многочисленных ремесел «и ремесленных производств, существовавших в Китае в XVI—XVIII вв., можно выделить несколько основных групп и видов.
К группе наиболее развитых ремесел юго-восточных провинций, в которых значительно раньше, чем везде, стали возникать элементы новых производственных отношений, китайские историки относят шелкоткачество, хлопкоткачество, крашение тканей; фарфоровое производство; производство бумаги и книгопечатание.
Второй по уровню развития группой считаются горнодобывающие производства и обработка металлов — угледобыча Пекинской области и Хэбэя, провинций Шаньси, Цзяннани, Хубэя; добыча железа в Гуандуне, Северной Чжили, Шаньси (Пинсян); добыча и обработка олова в провинции Юньнань; добыча и плавка серебра и, наконец, металлообрабатывающие мастерские в Фошане.
На третье место можно поставить группу ремесел, связанных с обработкой сельскохозяйственного сырья и достигших в этот период значительного развития в результате расширения посевов технических культур, широкого вывоза чая и сахара на внешний рынок, увеличения городского населения. Сюда относятся сахароварение Гуандуна, Гуан-си, Сычуани, Тайваня, Фуцзяни, мастерские по обрушиванию риса и выжиманию масла из соевых бобов, арахиса, сурепки и других масличных (особенно к югу от Янцзы), чайное и мукомольное производства.
В каждом городе производились также ремесленные изделия, предназначенные исключительно для удовлетворения потребностей города и соседних деревень: упряжь для скота, обувь, одежда, одеяла, курительные принадлежности, домашняя утварь, благовония и свечи, новогодние картинки, фонари и множество других самых разнообразных предметов, реализовавшихся на местном рынке.
Уже с конца XIV в. необычайного расцвета достигло строительное дело. Минские строители и архитекторы поднялись до создания подлинных шедевров архитектуры: были построены архитектурные комплексы Минских могил (Наньцзин — Пекин), дворцов Чжу Юань-чжана (Наньцзин), дворцов и храмов Танчжэнсы и Храма Неба; сооружены новые мосты, городские стены и храмы, основательно перестроена Китайская стена, созданы великолепные образцы монументальной скульптуры и резьбы по камню. С ростом внешней торговли получило развитие и кораблестроение.
Высокого совершенства достигли художественные ремесла. Императорский двор и феодальная знать — основные потребители художественных ценностей — украшали свои дворцы фарфором, резными лаками и слоновой костью. Каждый город и провинция в Минское и Цинское время славились одним-двумя видами художественных ремесел.
Фуцзянь была известна своими расписными лаковыми изделиями — самыми легкими, красивыми и прочными. Резьба по слоновой кости была сосредоточена в Гуанчжоу и Пекине, но гуанчжоуские изделия были более сложными и вычурными. Пекин славился также своими изделиями из перегородчатой эмали (цзиньтайлань), Сучжоу — резьбой по нефриту и другим драгоценным камням, Ханчжоу — производством вееров и зонтов, Сычуань — изделиями из бамбука, резной мебелью и тончайшими плетеными циновками, веерами и т. д.; Чэнду — украшениями и посудой, сплетенными из тонких золотых и серебряных нитей (цзиньсы). В Уси работали талантливые мастера мелкой глиняной пластики, создававшие любимые народом образы Ио Фэя, У Суна, Сун У-куна.
В Китае была развита добыча и обработка жемчуга, и китайские мастера создали тип водолазного скафандра с длинной дыхательной трубкой, выходящей на поверхность. В XVIII в. продолжалось развитие тех же отраслей ремесла, которые существовали и в XVI—XVII вв., с той лишь разницей, что XVIII век, особенно если говорить о художественных ремеслах, гораздо беднее новыми оригинальными формами.
В XVIII в. в ремесле и прикладном искусстве Китая проявились те же тенденции и особенности, которые характерны для литературы и искусства этого времени. В условиях интеллектуального застоя и жесточайшей цензуры, осуществлявшейся маньчжурским правящим классом, возникла оторванная от жизни, абстрактная схоластическая литература; нередко изысканные по форме стихи были лишены серьезного содержания; произведения искусства отличались вычурностью форм, сложностью рисунка, которые пришли на смену прежней простоте и выразительности.
Рисунки на шелковых тканях отличались сухостью, усложненностью узора; декорирование фарфора — изощренной переработкой ранее созданных сюжетов и форм изделий. Фарфор был единственным видом китайского искусства, художественный уровень которого оставался высоким вплоть до конца XVIII в., когда все другие виды искусства уже пришли в упадок. Однако падение вкуса сказывалось в том, например, что появились изделия с черепком, сплошь покрытым росписью и золотом, подделки под камень, стекло, лак, множество изделий мелкой пластики с измельченными и невыразительными формами.
В косторезном промысле (особенно в Гуанчжоу) на смену спокойным и изысканным линиям пришла изощренная резьба широко известного «шара в шаре». Появились изделия, чрезвычайно дорогие в производстве, но не доставлявшие глубокого эстетического наслаждения: ширмы, украшенные драгоценными камнями, расположенными в унылой симметрии, целые цветочные композиции в вазах, набранные из драгоценных и полудрагоценных минералов, огромные по размерам и сложные по исполнению вышитые панно.