Разделение труда в процессе производства фарфора

Частные предприятия с разделением труда в процессе производства существовали также в бумажном и сахароваренном производствах.

В «Канси Цяншаньсянь чжи» («Описание уезда Цяншань в годы правления Канси») описана мастерская по производству бумаги в уезде Цяншань (пров. Цзянси), существовавшая во второй половине XVII в.; вся работа в этой мастерской делилась на несколько операций.

«В Шитане многие люди искусны в изготовлении бумаги из бамбука… У каждого водоема работают четыре человека; в ступе размалывает один человек, […] — один человек проверяет материалы один человек, сушит один человек. Каждый день выпускают 8 кип бумаги».

У Янь Жу-и описана сахароваренная мастерская танфан, где было занято 17 работников, а вся работа делилась на семь операций: были работники у печи, работники, смотревшие за вываркой сока, перетиравшие тростник в камнях, обрезавшие листья, сортировавшие тростник, разделывавшие сваренный сахар.

Описание мастерских с разделением труда можно было бы продолжить.

Мастерские с несколькими наемными работниками и разделением труда не были еще мануфактурами в полном смысле этого слова и тем более не свидетельствовали о наступлении мануфактурного периода. Однако, говоря словами К. Маркса, они послужили его «материальной предпосылкой».

Особенность, отличающая китайское городское производство XVI—XVIII вв. от обычного феодального ремесла, — значительное ис-пользование в мастерских частных предпринимателей наемного труда.

С наемным трудом как явлением единичным, ограниченным по масштабам и применению, мы встречаемся в Сунское и Юаньское время, а в XIV—XV вв. упоминания о нем довольно часты: на протяжении всего текста «Мин хуй дянь» встречаются сведения о работниках, не имеющих своих средств производства и работающих на других людей, — это так называемые чэньцзо (искать работу), чэньгун (брать работника), чэньчжи (взять ткача). Ф. Энгельс отмечал подобные же явления в Западной Европе: «Первые капиталисты застали… форму наемного труда уже существующей».

Случаи применения наемного труда сами по себе еще не являются показателем возникновения элементов нового уклада в недрах феодального общества. Только применение наемного труда в значительных масштабах имеет, по словам В. И. Ленина, «едва ли не наибольшее значение» в вопросе о развитии капитализма.