Услуга поисковое продвижение сайта цены и стоимость seo заказать продвижение сайта.

Рабочий день в керамическом и фарфоровом производствах

В керамическом и фарфоровом производствах, особенно летом и осенью, в период интенсивного обжига, рабочий день продолжался с 5—6 часов утра до 10 часов вечера (до второй стражи).

Совершенно обычным в мастерских было применение детского труда: в шелкоткачестве — на мотании шелка, в хлопкоткачестве — при очистке хлопка, в обработке металлов и в чеканных мастерских — на подсобных работах. «Дети работали до глубокой ночи вместе со взрослыми ткачами»,— пишет Чу Хуа. В «Гуандун синьюй» описаны фошаньские металлообрабатывающие мастерские; в каждой, из них насчитывалось до десятка детей и подростков. Вильям Хикей, посетивший в 1769 г. мастерские по росписи цзиндэ-чжэньского фарфора в Гуанчжоу, пишет, что некоторые операции выполнялись там подростками и даже детьми шести-семи лет.

И во всех этих случаях речь шла не об обычном цеховом ученичестве, а о широком применении детского труда. Дети работали наряду с наемными взрослыми рабочими.

В XVII—XVIII вв. возникли самостоятельные формы классовой борьбы наемных работников. В Сучжоу, Цзиндэчжэне, Чэнду и других крупных городах имели место выступления наемных работников, требовавших повышения заработной платы, увеличения процента серебра в выдаваемых деньгах, права на создание собственных цеховых организаций.

О классовой борьбе в городах см. работу автора «Эпиграфика как источник для изучения волнений городских низов в конце XVII — начале XVIII в. в Китае». (тезисы доклада, прочитанного на IV научной конференции по историографии и источниковедению истории зарубежных стран Азии и Африки, ЛГУ).

Для всестороннего изучения вопроса об источниках пополнения рабочей силы в частном ремесленном производстве необходимо прежде всего самостоятельное изучение процессов, происходивших в китайской деревне. В данной монографии приводятся лишь некоторые отрывочные данные, частью собранные автором, частью извлеченные из статей китайского историка Лю Юн-чэна.

Наши сведения о XVI—XVII вв. слишком скудны, чтобы делать какие-либо выводы. Источники второй половины XVII—XVIII в. позволяют предполагать, что разорившиеся крестьяне были основным источником формирования наемной рабочей силы в городах и составляли преобладающую ее часть; лишь незначительное число наемных мастеров составляли разорившиеся городские ремесленники, бывшие ученики и подмастерья.

Лю Юн-чэн приводит сообщения из шанхайской газеты «Шэньбао» за 1877 г. о распространении бродяжничества и концентрации бродяг в городах в начале правления Цинской династии. «Крестьяне из деревень к северу от Янцзы, как только наступает неурожайный год, поддерживая стариков и неся на руках детей, стремятся в город Су[чжоу] в поисках пропитания».