Производство Шелка в Сучжоу

Сучжоуские шелковые ткани назывались сунцзинь (очевидно потому, что расцвет этого ремесла начинается с Сунского времени).

В описаниях города и области Сучжоу перечисляется множество видов шелковых тканей. В описании области в годы правления Хунъу (конец XIV в.) сообщается, например, о нескольких видах шелкового газа — ша, изготовляемого в Сучжоу.

«Ша имеет несколько видов, самый дорогой — однотонный, с едва проступающими линиями. Сначала посмотришь — не заметишь этих линий, а если приглядишься, то видно хорошо. В других местах таких способов очень мало, и только в Пинцзяне (старое название Сучжоу) мастера особенно хорошо владеют тремя способами. В их рисунках полоски прозрачны, ткань неплотная и называется она тяньцзинь — чистое небо».

Детальное описание всех сортов и видов шелковых тканей приводится в «Цзяцзин Уи чжи» — «Описание области У (Сучжоу) в годы правления Цзяцзина»: сообщается, что в Минское время производились ткани дуань, лин, цзинь, чжу, ша, чоу. нзюань. Подробно описываются их расцветки, узоры, сообщается назначение каждого вида: для одежды или обуви, для пологов и занавесок, для императорских указов, картин или изящных стихов.

Наиболее дорогими и красивыми считались ткани лин, чоу и дуань, различавшиеся не только способами ткачества и расцветкой, но и видом и качеством сырья. Наиболее красивыми узорами считались драконы, фениксы, единороги, небесные кони, старинные надписи.

Сравнение перечня сучжоуских шелковых тканей, бытовавших в XV—XVI вв., с более поздними источниками позволяет видеть, что шелкоткачество постоянно развивалось, увеличивалось число видов и разновидностей одной и той же ткани. В декорировании тканей пре-обладал рисунок мелкий, чаще геометрический, состоявший из медальонов, соединенных сложной сетью ломаных линий. Узор мелок, изломан, но сочетания всех деталей рисунка настолько гармоничны, что создают впечатление строгости и законченности. Различия достигались не только усложнением уточного рисунка, но и применением различных основ. Одна из разновидностей сучжоуской продукции — тканые картины типа кэсы. Сюжеты кэсы — это обычно традиционные изображения в жанрах шаньшуй (горы и воды), хуаняо (цветы и птицы), мэйжэнь (красавицы).

Сложная и трудоемкая техника изготовления этих тканей напоминает способ производства европейских гобеленов: на маленьких ручных деревянных станочках их ткали (и ткут до сих пор) из шелка — сырца в основе и шелковых нитей в утке. Шелковая пряжа вручную прокладывалась нить за нитью миниатюрными бамбуковыми челноками и плотно пригонялась деревянной щеткой.

Уток в соответствии с рисунком создавал на границах цветовых участков небольшие просветы, поэтому ткань и называется кэсы, что значит резаный шелк. Изготовление одной такой картины требовало многих месяцев работы.

Ткани Ханчжоу близки по характеру к сучжоуским, только в них преобладали более светлые тона с растительным и цветочным узором. Ханчжоу славился изготовлением красивой и дорогой одежды из местных тканей. Упоминания об этом встречаются в художественной литературе Минского времени. Си Мынь-цин, главный герой романа «Цзинь, Пин, Мэй», посылает своего слугу Лай-вана в Ханчжоу. и дает ему 500 лян серебра, чтобы закупить одежду на все времена года и заказать парадные парчовые халаты, расшитые змеями и драконами в подарок императорскому наставнику Цай Цзину.