Производство Шелка в Гуандун

В самом позднем по времени производстве — гуан-дунском — не возникло такого высокого искусства изготовления многоцветных тканей. Они ткались в небольшом количестве, о чем свидетельствуют станки для узорного многоцветного тканья, относящиеся к XVIII в. (Экспонированы в Фошаньском историческом музее (1959 г.)). Здесь развитие шелкового производства привело к созданию рисунков, вытканных белой или одноцветной нитью.

Таких рисунков было несколько десятков. Позднее, в XIX в., техника их изготовления легла в основу производства знаменитых лощеных черных гуандунских шелков.

Шелковые ткани XVI—XVIII вв. различались прежде всего по технике ткачества: многоцветные крупноузорные ткались на сложных громоздких станках со специальными приспособлениями, а ткани однотонные или с узором в два-три цвета (к ним относились лин, цзюань, чоу, ло) — на более мелких станках. Кроме того, ткани различались и по характеру исходных материалов: одни ткались из шелка — сырца, а потом отбеливались, вываривались, окрашивались, подвергались лощению для придания блеска, а другие делались из уже отбеленного, окрашенного в разные цвета шелка.

Большой интерес представляет изучение механизмов для шелкоткачества и шелкокручения и всего процесса создания тканей. Оно позволяет охарактеризовать состояние производительных сил в одной из самых развитых отраслей китайского ремесленного производства XVI—XVIII вв. и выяснить, существовали ли в Китае объективные технические условия для перехода от ремесла к мануфактуре.

В этой связи особенно интересны состояние ткацкой техники и ее эволюция на протяжении рассматриваемого периода. Однако процесс развития техники изучен нами лишь частично, так как имеющиеся материалы не всегда позволяют представить себе эволюцию техники и судить о ней можно лишь по отдельным, иногда случайно фиксированным моментам.

В Китае позднего средневековья не существовало единой техники обработки шелка; южная техника отличалась от северной, западная от восточной. Эти различия определялись многими причинами: материалом, из которого делался станок (это могли быть дерево или бамбук), устройством помещения, в котором находились станки, климатическими условиями, качеством и сортом обрабатываемого шелка.

Большим многообразием отличались ткацкие станки (каждая провинция, каждый новый центр шелкоткачества давали свой собственный тип ткацкого станка), а также производственная терминология: так, помощник ткача, занятый на хуалоу, в Сучжоу назывался «тихуа», а в Наньцзине — «ваньгун» или «даохуа».