Процесс производства шелковых тканей в древнем Китае. Вторая операция

Вторая операция — перемотка, сдваивание и скручивание (трощение) шелка с больших мотовил на мелкие бамбуковые, которые впоследствии шли на приготовление основы и утка, скрутка нескольких нитей для получения нити нужной толщины и т. д.

Если во времена «Нуншу» перемотку и кручение совершали руками, а нить с мотовила шла прямо на шпули, то в XVII в. шелкокрутильный станок яочэ имел уже деревянное колесо, приводившееся в движение с помощью ног.

Ножной шелкомотальный станок в XVII в. был, по-видимому, новым явлением, распространившимся только на юге, потому что Сюй Гуан-ци он не известен. В его книге описан ручной станок, распространенный на севере,— без колеса и ножного приспособления.

После размотки и трощения шелковые нити приготовляли к крашению: тщательно промывали, вываривали, отбеливали и протравливали (третья операция)-

Следующей операцией было крашение нитей (часть тканей производилась из ранее отбеленных и окрашенных нитей).

Для окраски шелка применялись всевозможные растительные или минеральные красители: «фиолетовая трава, красные цветы, различные фрукты, орехи, желтый и белый воск».

Можно предположить, что часть красителей, употреблявшихся в XVI—XVIII вв., была известна с древности, в частности «красные цветы», которые в книге Е. Лубо-Лесниченко соотнесены с сафлором.

Упоминания о разведении сафлора встречаются и в художественной литературе. В повести «Поле алых цветов» (XVII в.) говорится, что у отставного чиновника Яна, имевшего ученое звание цзиньши, «был хутор, где на громадном поле, больше тысячи му величиной, росли цветы сафлора. Каждый год продажа цветов приносила Яну восемьсот, а то и девятьсот лянов».

Применение воска свидетельствует о том, что практиковалось крашение с резервированием отдельных участков окрашиваемой ткани.

Из окрашенного шелка приготовлялись основа и шпули для утка. Изготовление основы (сновка) было делом чрезвычайно трудоемким. Сопоставление рисунков, приведенных в «Нуншу», «Тянь-гун кайу» и «Нунчжэн цюаныпу», позволяет сделать вывод, что с XIV по XVII в. на этой операции не произошло никаких изменений. Станок для наматывания утка (в разных районах Китая он назывался по-разному: вэйчэ, лилучэ, даочжи, цуй) к XVII в. превратился в ножной, тогда как в XIV в. мы видим мотовило, приводившееся в движение вручную.