Процесс производства шелковых тканей в древнем Китае. Прорыв в XVIII в

Существенные изменения в шелкокрутильной технике произошли к XVIII в.: в Цзянсу появляются специальные станки, в которых оставалась по-прежнему одна шпуля, но колесо приводилось в движение обеими ногами, что резко увеличило производительность труда.

В Сычуани в то же время распространилось крутильное колесо — яочэ — с очень большим (1,5 м) диаметром и несколькими шпулями для одновременного наматывания нескольких нитей. Очевидно, первые образцы таких шелкокрутильных колес появились еще в Минское время, так как изображения их мы встречаем уже в разделе «Ткачество» энциклопедии «Саньцай тухуй».

Работа на ткацком станке — наиболее сложная операция всего процесса.

По уровню развития техники шелкоткацкого производства Китай на несколько веков опередил европейские страны.

Самое существенное, самое ценное в китайском шелкоткачестве — изобретение станка для многоцветного, крупноузорного тканья. По мнению японских ученых, такой станок с приспособлением для многоцветного уточного тканья возник уже в конце Танского времени — это подтверждается структурой дошедших до нас позднетанских и сунских тканей

Первое изображение такого станка мы встречаем в «Нуншу», а более детальные, дающие представление об усовершенствовании отдельных его частей,— в «Юнлэдадянь», «Саньцай тухуй», «Тяньгун кайу», «Нунчжэн цюаныпу» и более поздних сочинениях.

В Европе первый станок, ткавший узкие шелковые ленты, был изобретен в Германии лишь в XVI в. Такие ленты узорного шелка, трехцветные и четырехцветные (синий, красный, зеленый, белый цвета), с вытканными на них надписями, есть в собрании Эрмитажа (экспозиция «Прикладное искусство Западной Европы», 1968 г.). А первый весьма несовершенный станок для тканья крупноузорчатых тканей появился в 1606 г. Фактически же узорное ткачество стало распространяться в Европе лишь в XVIII в., после изобретения позументщиком Бушоном приспособления для механического подъема нитей основы и изобретения станка Ж. де Вокансона.

Китайское шелкоткачество XVI—XVII вв. было намного совершеннее современного ему европейского. XV—XVI века были новым этапом развития шелкоткацкой техники. Стимулом к расширению и усовершенствованию производства было увеличение спроса на ткани на внутреннем и внешнем рынках.

Эволюцию ткацкой техники мы можем проследить по изображениям станков и подписям к ним. Есть и письменные свидетельства об этих изменениях. Однако записи такого рода, как правило, не позволяют вникнуть в характер конструктивных изменений. В энциклопедии «Гуцзинь тушу цзичэн», например, содержится отрывок из «Фучжоуфу чжи», где рассказано о некоем ткаче из Фучжоу, Лин Хуне, жившем в годы правления Хунчжи (1488—1505). Лин Хун был хорошо знаком с ткачеством Сучжоу; он перестроил фучжоуские станки по сучжоускому образцу, назвав их «измененными станками» («гайцзи»).

А вот запись, относящаяся к XVI в.: «В Минское время между правлением Лунцин (1567—1573) и Ваньли (1573—1620) изменили местные станки, с тем чтобы на них можно было ткать ткани ша (газ) й чоу (род шелковой ткани), и работа была чрезвычайно искусной». Можно предположить, что здесь упомянуто изменение в ремизном аппарате станков, позволившее изготовлять ткани с другой структурой.

В «Мин ши лу» приводится факт, свидетельствующий об изменении ткацкой техники в казенных, императорских мастерских. «В 28-м году Ваньли (1601), в 9-м месяце, император издал новый указ — изменить челноки у ткацких станков и ткать ткань жун (бархат) двух цветов… Каждый кусок обязательно ткался длиной в 5 чжанов 8 чи, каждый станок за день мог делать 1 цунь 7 фыней ткани. Два станка за полгода ткали всего кусок. После того как изменили челноки, каждый станок мог ткать ткани жун… 1 цунь 2 фыня за день, а два станка, соединенные вместе, за восемь с лишшш месяцев могли делать только один комплект верхней императорской одежды… В настоящее время предполагают, что всего вместо прежних 3200 кусков с измененных станков будут получать всего 800 кусков в год». Несомненно, сокращение количества выработанной ткани объяснялось в этом случае переходом от простого, малочелночного к многоцветному и крупноузорному многочелночному ткачеству. Во всех приведенных примерах трудно точно установить существо технических изменений, хотя неоднократное повторение этих сведений — безусловное свидетельство изменений шелкоткацкой техники под влиянием новых явлений в экономике.