7152.kz сайт наших партнеров

Применение наемного труда в цеховых мастерских

Применение наемного труда в цеховых мастерских XVII — XVIII вв. наряду с трудом учеников и подмастерьев — явление столь же распространенное, как и цеховая организация «в чистом виде». Отношения найма проникали внутрь цехов. Цеховая дифференциация приводила к тому, что хозяева мастерских, входившие в цехи, нанимали на работу разорившихся ремесленников, подмастерьев, не имевших еще своих орудий производства, и т. д. Ремесленники лунбань и чжуцзо в те периоды, когда были свободны от выполнения повинностей, зарабатывали себе на жизнь мелкими поделками или нанимались на короткое время в цеховые мастерские.

Сведения о найме работников в цеховые мастерские встречаются в уставах гуандунских пуговичников и чунцинских трепальщиков хлопка: «Пришлые мастера (кэши) должны заключать соглашение на один год и не должны прекращать работу на полдороге. Если же кэши проработает больше, то нужно платить ему по числу прошедших месяцев, и после этого другие лавки могут нанимать его».

«Работник обязан полностью выполнить работу. Хозяин обязан полностью выдать плату. Если работник совершил проступок, плата не выдается, и другим членам хана не разрешается вновь нанимать этого работника. Хозяева тоже не должны совершать проступки по отношению к работникам»,— записано в уставе чунцинских трепальщиков хлопка.

Сведения о цеховых мастерских с наемной рабочей силой встречаются в документах многих крупных ремесленных центров: в уставах Чанша, например, неоднократно повторяются сообщения, что члены торгово-ремесленных ханов нанимают одного-двух мастеров.

«Миньго Фошань чжунъи сянь чжи» приводит сообщение минских географических описаний, где говорится, что особенно много народа в Минское время занималось производством головных уборов. «Каждая лавка (дянь) нанимала мастеров (гу) или раздавала работу женщинам на дом… Занимались этим 20 с лишним мастерских-цзя».

В описании Чжэнцзэчжэня (XVIII в.) говорится, что «ремесленники, имеющие возможность, нанимают людей, а бедные работают сами».

«Каждый мастер мог в мастерской нанимать ткачей для работы»,— сообщается о Сучжоу XVIII в.

Иногда наем происходил внутри одного цеха, иногда это были отношения между восточными и западными цехами или между хуйгуанем, ханом или гунсо, с одной стороны, и работниками цихана данной отрасли или пришлыми внецеховыми мастерами (это делалось в обход уставов и преследовалось) — с другой.

Чрезвычайно интересен текст, вошедший в географические описания Сучжоу (начиная со второй половины XVII в.) и приводимый многими китайскими историками, участвовавшими в дискуссии о зарождении капиталистических элементов в экономике Китая.

«В восточной части города большинство народа занимается ткачеством. [Имена цзиху записаны в казенных реестрах (гуаньцзи)]… хозяева нанимают работников (гугун чжижэнь), подсчитывают дни и поденно начисляют заработную плату. Каждый мастер (гунцзян) имеет постоянного хозяина, а те, которые не имеют, приходят рано утром и ждут на мосту Уминцяо. Ткачи атласа стоят на мосту Хуацяо, ткачи газа — на мосту Гуанхуасы. Есть еще люди, с помощью колеса скручивающие шелк. Называются они «мастерами у колес: и стоят в квартале Ляньсифан. Всего толпа в сотни человек, съедают кашу и расходятся. На каждом мосту есть хантоу (глаза хана), для того чтобы распределять работников. В настоящее время ткацкое управление (чжи цзао цзюй) запретило хантоу».

Слова, взятые в квадратные скобки, приводятся только в самом позднем тексте — описании уезда У, а фраза, напечатанная вразрядку,— только в описаниях времени Канси и Цяньлуна.

Приведенный текст позволяет установить разделение по ханам, соответствовавшее уровню разделения труда в одной отрасли, а также дифференциацию внутри цехов: в одном и том же цехе находились и цзиху — наниматели — и гунцзян — работники, которые нанимались ими.

В тексте отчетливо проступает организация найма и оплаты: наем не был вполне свободным, он происходил под контролем главы цеха (хантоу). А это ставило мастера в зависимость от цеховой верхушки, не позволяло ему скрыть какую-то часть своего заработка от цехового обложения.

Цеховые уставы XVIII в. и другие, более ранние (XVII в.) документы употребляют несколько терминов для обозначения найма членов цехов и внецеховых работников: «чангун» (долгая работа), «чан-нянь» (долгий год), упоминавшиеся выше саньцзян и саньгун.

Два первых термина употреблялись при найме на продолжительный срок; саньцзян и саньгун — при краткосрочном найме.

Материалы не позволяют полностью выяснить положение и той и другой категории работников. Между хозяином и работником (особенно при долгосрочном найме) заключался договор, где определялись сроки работы, ее условия и оплата.

Так, в уставе сапожников и шляпников г. Чанша (начало XIX в.) записано: «Совместно установили, что если мастер в лавке нанят на долгое время (чаннянь), то в весенний и летний сезоны хозяин не может отказать мастеру от работы, а осенью и зимой мастер не может уйти с этой работы».

Если между ними случаются какие-то споры, то должны приглашать дежурных

Таким образом, в период позднего средневековья в цеховом ремесле под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения. Эти изменения выражались в дифференциации ремесел, в дальнейшем отделении торговли от ремесла, в росте размеров мастерских, разорении мелких товаропроизводителей, увеличении масштабов применения наемного труда.