Предприятия мануфактурного типа возникали и в фарфоровом производстве. Работники научно-исследовательского института керамики и фарфора в Цзиндэчжэне на основании изучения марок и штампов на изделиях, произведенных частными печами, установили, что в конце XVI — начале XVII в. в Цзиндэчжэне было несколько владельцев больших частных печей: У Вэй, Цуй Го-мао, Чжоу Дань-цюань, Чэнь Чунь-мэй и другие, вышедшие из среды мелких производителей. Количество изделий, обжигавшихся в их печах, было очень велико, а продукция выгодно отличалась по качеству от продукции более мелких печей и пользовалась широкой известностью.
Один из этих предпринимателей, рассказывается в «Цзиндэчжэнь таолу» был искусным мастером фарфора в годы правления Цзяцзина. Он отправлял свою продукцию в Сучжоу и Ханчжоу и сбывал ее там коллекционерам.
Если в XVII в. в Цзиндэчжэне было 200—300 частных печей, то в XVIII в. — уже вдвое больше. По данным П. Орлова, в конце XVIII — начале XIX в. там насчитывалось 600 печей и около 1 млн. работников, а по данным Д. Филлипса, в XVIII в. было 500 частных печей и около 4 тыс. частных мастерских.
В «Даогуан Фулянсянь чжи» приведен отрывок из описания XVIII в., где говорится, что «в уездах Юйгане, Дэсине, Лэпине, Наньане, Ваньняне, Наньчане, Дучане, относящихся к Жаочжоу, все имеют печи и ведут производство, живут за счет того, что нанимают работников. Со всех пяти сторон стекается народ. Хозяев и купцов не менее ста тысяч с лишним».
Таким образом, в фарфоровом производстве Цзиндэчжэня существовали крупные мастерские и печи, работавшие для обслуживания местного и отдаленных рынков, хозяева которых нанимали по нескольку десятков работников.
Мастерские мануфактурного типа, принадлежавшие частным предпринимателям, возникли в XVIII в. под влиянием внешней торговли фарфором и в Гуанчжоу, на берегу р. Чжуцзян, где многие сотни наемных работников трудились над росписью экспортного фарфора. Описания этих мастерских вошли в мемуары и дневники многих европейцев, посетивших Гуанчжоу в XVIII в., и приводятся в диссертации М. Н. Кречетовой.
К сожалению, мы мало знаем о хозяевах этих мастерских и размерах капиталов, на которые они были основаны.
Уже в главе о цеховом строе показано, что особенностью производства фарфора было детальное разделение труда между мастерскими. Эта особенность послужила реальной основой для создания мастерских мануфактурного типа.
Все авторы специальных трудов о цзиндэчжэньском фарфоре, и китайские и европейские, обращают внимание на детальное разделение труда. «Каждая чашка проходит через 72 руки, прежде чем стать готовым изделием»,— сообщает Сун Ин-син в «Тяньгун кайу» — «Роспись сосредоточена в одной мастерской, но разделена между большим числом исполнителей: один делает цветную отводку по краям сосуда, другой выводит цветы, раскрашиваемые уже третьим человеком. Одному дают рисовать реки и горы, другому — птиц и животных», — рассказывает монах д’Антреколль в своих письмах о фарфоре.