Отличия казенного и частного фарфорового производств

Большие различия существовали и в изделиях казенного и частного фарфорового производств. Работа на императорский двор, существование канонов и стандартов определяли характер императорского фарфора — много крупных изделий, их чистота и белизна, богатство, тонкость и тщательность декорирования и в то же время сравнительное однообразие форм.

Частный фарфор шел на широкий рынок — внутренний и внешний — и отличался гораздо большим разнообразием видов: иногда это были совершенные по форме и по черепку сосуды, не уступавшие императорским, иногда же — изделия из грубой массы для повседневного употребления. Для частного фарфора в большинстве случаев характерны более мелкие изделия. В его декорировании больше своеобразия, так как фантазия художника ничем не была здесь стеснена. В росписи кобальтом, например, мы находим много бытовых сюжетов: здесь и игра в мяч, и играющие крестьянские дети, и отдыхающие на скамейке у дома горожане — старик и старуха, и фигура ученого на мосту Лунцяо, и двойные чаши с растительным орнаментом для подогревания пищи (экспозиция Шанхайского художественного музея, 1967).

В XVII в. частные мастера нередко пытались выдавать свои изделия за казенный фарфор, чтобы подороже продать их, и ставили марки и клейма императорских печей.

На частном фарфоре Цинского периода часто встречались иероглифы минских императоров; в 1677 г. последовал императорский указ, запрещавший частным мастерам ставить на своих изделиях имена императоров или другие священные знаки под угрозой уничтожения сосудов.

В XVIII в. продолжала развиваться техника сине-белого расписанного кобальтом фарфора. В росписи фарфора большое место занимали «красавицы» (мэйжэнь), «цветы и птицы» (хуаняо), «дикие звери» (ешоу), сосна, классические стихи, образцы каллиграфии.

При Цяньлуне возник стиль «Тысяча цветов» — сложнейшая по цвету и композиции роспись цветами на бело-желтой, черной или золотой основе.

В «период правления трех императоров» (Канси, Цяньлун, Юнчжэн) совершенствовалась техника многоцветного фарфора: зеленого, розового, черного «семейств» и, как высшее достижение этого времени,— рисование непрозрачными, многоцветными, легкоплавкими эмалями. В расписном фарфоре сложились два типа декорирования — нанесение красок ровным плоским слоем, одинаковым в пределах одного контура (уцай или гуцай) и передача оттенков одного цвета путем нанесения порошковых, свинцовых красок (фэнцай). В результате широкой торговли с Европой в XVIII в. в декорировании фарфора появились европейские сюжеты. Возникновение в Гуанчжоу мастерских по росписи белого цзиндэчжэньского фарфора на экспорт положило начало и новому стилю в декорировании фарфора — «гуанцай».

Для стиля «гуанцай» характерно обилие сочного зеленого цвета и золота и самое тесное переплетение «мэйжэнь», «хуаняо», «шаньшуй» и т. д. в медальонах одного изделия. «Гуанцай» представлял собой уступку дурному вкусу, смешение разных стилей в одном. Ложная пышность за счет утраты былой изысканности по существу свидетельствовала о распаде стиля.

Европейцы не очень интересовались черепком фарфора и формой сосудов, поэтому из Цзиндэчжэня в Гуанчжоу сбывали второсортные изделия, на которые в Гуанчжоу наносили броскую роспись, рассчитанную на европейский вкус.