Обжиг – операция технологического процесса производства фарфора

Четвертая операция технологического процесса производства фарфора — Обжиг. Источники уделяют ему особое место, считая самым главным и трудным во всем фарфоровом деле: «Работа мастеров, ведущих обжиг, самая тяжелая и трудная». Она требовала великого умения, многолетнего опыта старшего у печи (бачжуана), так как степень готовности фарфора определялась им «на глазок».

И Тан Инь и Лань Пу подробно описывают устройство печей, топливо, самый процесс обжига и т. д. Для исследователя это также очень важно, так как именно здесь наиболее объемно выступают и изменения в. технике и различия между частным и казенным производством.

«Тяньгун кайу», как самый ранний источник, дает нам очень краткое описание, не выделяя различий в устройстве печей: «После росписи сосудов их складывают в капсели для обжига. Больших сосудов помещается в капсель один, маленьких — больше десяти. Капсели бывают плохими и хорошими — одни выдерживают 10—12 обжигов, а другие раскалываются со второго раза. После того как наполнят капсели, их складывают в печь и обжигают. В печи имеется 12 отверстий, которые называются «небесными окнами». В эти отверстия добавляют дрова во время обжига. Обжиг продолжается двенадцать часов. В первые десять часов огонь идет снизу, из топки, а в последние два часа ведут обжиг через верхние отверстия. Огонь сначала снизу поднимается вверх, а потом сверху опускается вниз».

Печи делались из кирпича, нередко огнеупорного. На внутреннюю обкладку печей шел огнеупорный кирпич или камень. Широко применялись огнеупорные глины, из которых формовались и капсели.

Основной вид печи в Минское время — печь, изображенная на рисунке «Тяньгун кайу». Это — невысокое кирпичное сооружение с большим отверстием, через которое закладывают дрова и капсели с фарфором, и высокой трубой, около которой находится верхнее смотровое окно. Ход в печь закрывается: во время обжига подача дров и наблюдение происходят через боковые смотровые окна. Никаких приспособлений для определения готовности фарфора нет; она устанавливается только бачжуаном.

Преимущество этого вида печи состояло в том, что она загружалась полностью изделиями самых разнообразных размеров и форм, что позволяло максимально использовать всю площадь пода и различные температурные режимы в разных ее частях. Такая печь существовала и в Цинское время; в почти неизмененном виде она дошла до наших дней.

Кроме нее в Минское время было еще несколько типов казенных печей юйяо, небольших по размерам,— для обжига драконовых котлов, экранов, крупных аквариумов и т. д.

Драконовые котлы — самые крупные из фарфоровых сосудов, толстостенные, обычно с подглазурной росписью кобальтом. Поверхность сосуда была украшена извивающимся драконом. Использовались для ритуальных целей, для украшения дворцов и императорских парков, как погребальная утварь в императорских могилах.

Эти печи были очень неудобны и неэффективны, так как за один раз обжигалось не более трех изделий, помещавшихся в центре; пространство вокруг них ничем не заполнялось. В Цзиндэчжэне число печей для обжига драконовых котлов в XVI в. доходило до 60. Остатки их и сейчас можно видеть в окрестностях города.

Казенные печи были, как правило, приспособлены для обжига только одного вида фарфора; переход на другую продукцию требовал перестройки печей. Многие источники приводят сообщение о том, что при минском императоре Чжэндэ (1506—1521) половина всех печей, обжигавших драконовые котлы, была перестроена для обжига посуды.

Казенные печи строились по нормам и размерам, раз навсегда записанным в «цзишуй» — особом документе казенного управления, и какие-либо новшества вводились крайне редко и медленно.

Например, печь для обжига драконовых котлов должна была быть шириной в 6 чи, с круглым сводом; можно было вести обжиг только одного сосуда. Только в конце Минского времени в печь была вделана специальная решетка для обжига двух сосудов одновременно.

К концу XVII—началу XVIII в. в технике обжига произошли изменения. Было создано несколько новых типов печей.

«Цзиндэчжэнь таолу» называет пять видов: «цинъяо» — для обжига посуды емкостью в 500—600 изделий; «лунганъяо» — для обжига больших драконовых котлов; «фынхояо», «сеяо», «лухохуан» — для обжига многоцветных художественных изделий различных видов, соответствующих определенным категориям изделий и составам глазурей.