О развитии торгового капитала и подчинении им мелкотоварного ремесленного производства

О развитии торгового капитала и подчинении им мелкотоварного ремесленного производства свидетельствуют и описания хлопкоткацкого производства.

В книге Чжу Го-чжэня «Юнтун сяопинь» (XVII в.) рассказывается, что жители г. Хучжоу и деревень, расположенных вокруг него, работали на покупном хлопке и продавали готовую пряжу и ткань на городском рынке.

«В этой местности хлопка очень мало, но здесь делают из него пряжу. Постоянным занятием многих семей является также ткачество. Такое положение встречается и в деревне и в городе. Множество приезжих купцов открывают здесь свои лавки. Простой народ (сяоминь) либо прядет, либо ткет и рано утром идет в город, чтоб обменять продукцию на хлопок, и возвращается, чтоб снова прясть и ткать».

Из приведенного текста нельзя установить, функционировал ли торговый капитал в качестве скупщика готовой продукции или между купцом и товаропроизводителем были уже более тесные отношения, так как в тексте говорится об обмене, который мог быть либо просто продажей, либо актом раздачи сырья сельскому товаропроизводителю.

В этом, как и в других случаях, мы встречаемся с определенной трудностью: на основании текста невозможно установить действительную форму связи между купцом и производителем, ибо даже фактические отношения капиталистической работы на дому или рассеянная мануфактура внешне иногда сохраняют видимость акта купли-продажи: купец передает по определенной цене ремесленнику хлопок или шелк-сырец, покупая у него готовую продукцию.

Бесспорный пример постепенного перехода от скупки готового продукта к капиталистической работе на дому, от капитала купеческого к производительному находим мы в описании производства полотняных чулок в Сунцзяне (XVI—XVII в..).

Производство чулок в Сунцзянской области достигло чрезвычайно широких размеров: они служили предметом вывоза во многие провинции Китая. Шан Юэ приводит текст из сочинения Фань Ляня «Юнь-цзянь цзюймушао» (XVI в.), в котором говорится, что все сунцзянские ремесленники, шившие чулки, были связаны с сетью лавок, выдававших: им полотно и скупавших продукцию. Оплата происходила по специальным биркам, выдававшимся лавками при сдаче продукции.

Сведения, приводимые Шан Юэ, подтверждаются и более поздним текстом (конец XVII в.) из энциклопедии «Гуцзинь тушу цзичэн». «На западных окраинах города (Сунцзяна) было открыто более ста чулочных лавок. Мужчины и женщины из всей области жили тем, что шили чулки. Из лавок брали бирки и по ним получали плату… Женщины, которые не ткали сами, нанимались в лавки шить чулки и получали за это плату…».

Этот текст дает основания предположить, что существовали две категории чулочных лавок-мастерских: в одних ткали полотно и шили из него чулки, в других — только шили. И в том и в другом случае работу раздавали на дом швеям-чулочницам. Отношения между нанятыми людьми и хозяевами лавок носили постоянный, регулярный характер. Оплата выдавалась в определенные сроки по биркам, полученным за готовые чулки.