О положении работников, нанятых на непродолжительный срок, можно судить по надписи на камне, высеченной в 1793 г. хозяевами бумажных мастерских в Сучжоу.
В мастерских, принадлежавших союзу 36 хозяев, насчитывалось свыше 800 работников, занятых на разных операциях. Они были обязаны жить в помещении мастерских, не имели права отлучаться куда-нибудь на ночь («запрещается не возвращаться в мастерскую к ночи»,— говорится в тексте стелы). Во время работы они находились под наблюдением надзирателей (фанцзя — главный в мастерской, старший), а вся их жизнь была под контролем старшины (цзянтоу).
Каждый работник получал ежемесячно 1 лян 2 цяня.
Одинаковая плата для всех работников бумажных мастерских объяснялась, по нашему мнению, тем, что все семь-восемь операций требовали приблизительно одинаковой квалификации и одинаковой затраты физических сил. В бумажном производстве не было такого разрыва между трудом простым и сложным, как в шелкоткачестве и фарфоровом производстве.
Если работник делал больше нормы, то ему выдавали дополнительную плату. В тексте стелы несколько раз повторяется, что каждому, «кто работает до глубокой ночи», «не жалеет сил» и делает больше 600 листов бумаги, «выдавать дополнительные деньги и полфыня чаевых».
В тексте стелы наемные работники обозначаются термином «сань-цзян».
Сань — разрозненный, свободный, распускать; в китайско-русском словаре И. М. Ошанина «саньгун» переведено как а) распускать рабочих, кончать работу, 6) непостоянная работа, поденщик.
Среди правил, регламентирующих положение саньцзян, мы не находим таких, которые ограничивали бы свободу ухода от хозяина, перехода в другую мастерскую. В тексте дважды сообщается, что если мастера «не совершают преступлений… то могут перейти в другую мастерскую», если они «не присваивают чужих денег… то могут перейти в другую мастерскую и наняться на работу».
Это позволяет сделать вывод, что саньцзян, работники, нанятые на непродолжительный срок, имели. право в любое время оставить работу или перейти к другому хозяину.
Еще менее был стеснен работник при поденном найме, как следует из уже известного текста о найме на мостах. В этом случае продолжительность занятости мастерового определялась только наличием работы в мастерской.
«Те, кто не имеет постоянного занятия, приходят рано утром и ждут на мостах… Если работа в ткацких мастерских сокращается, то этим людям нечего есть и не во что одеться».
Таким образом, степень несвободы при поденном и краткосрочном найме была значительно меньше, чем при долгосрочном. Мы встречаемся здесь с тенденцией уменьшения внеэкономической зависимости наемных работников, улучшения их юридического положения.