Налоги и подати в Китае XVI — XVII вв

Чэнь Ши-ци приводит сообщения источников о замене в 1529 г: натуральных налогов шелком — денежными.

«В 7-й год Цзяцзина ведомство работ выпустило указ, по которому Цзянси, Хугуан, Хэнань, Шаньдун не ткали ткань, а приказано было произвести пересчет. За каждый кусок златотканого шелка — 3 ляна 5 цяней. За кусок блестящего гладкого шелка — также 3 ляна 5 цяней. По-прежнему собирали 5 цяней за транспортировку каждого куска. За каждый кусок шаньдунского шелка взимали 3 ляна. На каждые 100 лянов дополнительно собирали еще серебра 5 цяней».

Во второй половине XVI в. почти повсеместно возникли условия для замены повинностей налогом в серебре. В 1562 г. был принят закон, по которому ремесленники лунбаньцзян должны были за каждые четыре года вносить 1 лян 8 цяней серебра. В результате только пекинское ведомство работ (гунбу) собирало каждый год со 142 486 лунбаньцзян 64 117 лян серебра, а наньцзинское — около 110 тыс. лян.

После правления Цзяцзина (1522—1567) 90% всех ремесленников было переведено на денежный налог.

Что же касается чжуцзо и цзюньцзян, то число их сокращалось с каждым годом, хотя они и сохранились до конца Минской династии. В 1615 г. насчитывалось всего 15 139 чжуцзо, тогда как в годы правления Юнлэ их было 27 тыс., а цзюньцзян в ведомстве работ в то же время было около 3 тыс.

Таким образом, в конце XVI — начале XVII в. произошли изменения в формах эксплуатации городских ремесленников феодальным государством: на смену повинностям и натуральным налогам пришел, налог денежный.

Введение денежного налога было подтверждено и маньчжурами (указ Шуньчжи от 1645 г.).

Введение денежного налога и указы о полной отмене повинностей не означали, однако, их ликвидации, особенно в условиях господства Цинской династии. В XVII—XVIII вв. натуральные налоги собирались наряду с денежными. Поскольку в Китае города не завоевали самоуправления, там вплоть до нового времени существовали повинности, характерные для зависимого сельского населения.

Упоминания о выполнении ремесленниками трудовых повинностей встречаются, например, в уставе чунцинских трепальщиков хлопка (начало XIX в.). «Совместно установили, что, когда подходит год, в который трепальщики хлопка должны направляться в казенное ведомство, дежурные по цеху (чжинянь) должны устанавливать очередность отправки ремесленников на казенные работы».

Отмена системы трудовых повинностей, конечно, расширила рамки развития ремесла, применения наемного труда, открывала некоторые возможности для развития частной инициативы.