Некоторые богатые цзиху или хозяева красильных мастерских, использовавшие наемный труд, выступали лишь в качестве посредников между купцами, хозяевами всего ткацкого «дела», и непосредственными производителями.
В Сучжоу в конце XVII в. крупное предприятие, занимавшееся аппретурой тканей, принадлежало компании купцов. Эта компания установила каменную стелу, содержавшую условия найма лощильщиков и подписи купцов — хозяев «дела». Сами купцы в производстве не участвовали, а лишь финансировали и контролировали хозяев лощильных мастерских. Последние арендовали камни для лощения (за что ежемесячно вносили 3 цяня 6 фыней серебра) и нанимали красильщиков и лощильщиков, предоставляя им за определенную плату жилье в помещении мастерской.
Во второй половине XVIII в. в Сучжоу богатые купцы владели красильным предприятием, которое в «Цяньлун Чанчжоусянь чжи» называется «цзыхао». В цзыхао входило несколько десятков семей, владевших красильнями («жаньфан») и лощильнями («чуайбуфан»). Купцы, хозяева всего «дела», финансировали и контролировали эти семьи, которые в свою очередь нанимали работников, чтобы вести производство.
Вот как эти отношения описаны в «Цяньлун Чанчжоусянь чжи»: «Отбелка тканей, окраска тканей, выбор и продажа в других местах — все виды занятий имеют своих работников. В каждой цзыхао обычно несколько десятков семей занимаются изготовлением и окраской ткани (разрядка наша). Из далеких и близких мест собралось особенно много людей, стоящих вне закона. А все это вместе называется чуайбуфан — мастерскими по лощению тканей».
Таким образом, купцы и купеческие компании в ряде случаев выступали в качестве хозяев мастерских, а зажиточные цзиху — лишь в качестве посредников. Создавались отношения, при которых «купец… кладет себе в карман большую часть прибавочной стоимости».
Проникновение крупного капитала в мануфактуру способствовало притоку капиталов, производству товаров на широкий рынок. Но вместе с тем оно задерживало возникновение более высоких форм мануфактуры, развитие более высоких форм капиталистической организации производства.
В качестве хозяев частных мануфактур нередко выступали представители господствующего класса, в особенности чиновники, занятые в управлении или контроле над казенным производством. Их общественное положение становилось надежной защитой их собственности, а знание производства давало возможность извлекать из дела наибольший доход. Так, в семье автора романа «Сон в красном тереме», начиная с лрадеда Цао Си, деда Цао Иня и вплоть до дяди Цао Юна и отца Цао Фу, — все были потомственными владельцами шелкоткацкой мануфактуры в Наньцзине и в то же время занимали государственные должности: управляли казенными мануфактурами в Сучжоу и соляными промыслами на р. Хуай.