Мануфактура и производство фарфора. Разделения труда

Нам трудно подсчитать, на сколько операций делился весь технологический процесс производства фарфора. В мастерских по росписи вся работа делилась на шесть операций: растирание красок, нанесение узора, рисование контура изображения, раскраска, заливка контура, обжиг в муфельной печи. Глазурование сосудов, производившееся в той же мастерской, было разделено между четырьмя мастерами: растирание материалов в ступе, приготовление жидкой глазури, разбрызгивание глазурной жидкости по поверхности изделий, погружение сосудов в жидкую глазурь.

Разделение труда по операциям приводило к тому, что мастер, всю жизнь трудясь над одной из них, достигал в работе совершенства.

Авторы сочинений о фарфоре постоянно обращают внимание на разделение труда, подчеркивая преимущества и достоинства такого рода организации производства. У Чжу Яня, автора «Таошо», есть, например, такая запись: «При росписи кобальтом круглых сосудов изготовляется множество предметов каждого образца. Если бы не было одинаковых подписей, тогда изделия совсем бы были отличны друг от друга. Поэтому тот, кто наносит узор, учится только этому, а не учится раскрашивать, тот, кто раскрашивает, учится только этому и не учится наносить узор. Для того, чтобы рука привыкла и внимание не рассеивалось, те, кто раскрашивают, и те, кто расписывают, находятся в разных помещениях, чтобы добиться единообразия».

Кроме разделения труда на несколько операций в мастерских существовала еще весьма узкая специализация работ внутри одной операции: формовки или росписи.

Мастера всю жизнь специализировались на формовке или росписи только одного типа изделий: были мастера кобальтового фарфора, многоцветного фарфора, черного графического рисунка. В «Цзиндэчжэнь таолу» перечисляется 14 различных специальностей в одной только формовке сосудов: изготовление сосудов, похожих на древние императорские; изготовление сосудов, похожих на средневековые; глазурованных сосудов, похожих на древние; мелких сосудов, похожих на обычные древние; грубых сосудов; изготовление сосудов «тотай» (типа яичной скорлупы или «бестелесные»); граненых сосудов; сосудов для вывоза за океан; изготовление подделок под древности; белых сосудов, сосудов с кракелюрами, сосудов с золотым пурпуром.

Названия трех видов работ переводу не поддаются. Аналогичные тексты о специализации на изготовлении одного вида изделий приводятся в «Таошо», «Юнчжэн Цзянси тунчжи», «Канси Сицзян чжи» и в «Тунчжи Жаочжоу фучжи».

Разделение труда внутри мастерских и специализация работников на изготовлении отдельных сортов и видов изделий постепенно изменялись, развивались, росло число специальностей.

В «Тяньгун кайу», например, названы только основные операции процесса: формовка, роспись, глазурование, обжиг. Но в «Цзянси тун-чжи», «Цзиндэчжэнь таолу», «Канси Сицзянчжи», «Тунчжи Жаочжоуфу чжи» (конец XVII—XVIII в.) уже приводится перечень 23 специальностей в фарфоровом производстве: отмучивание, формовка лепкой, формовка на круге, вытачивание изделий из сухих или полусухих масс, роспись, растирание в ступе глазурных масс, приготовление глазурей, глазурование, укладка изделий в капсели, заполнение печей, топка печей и обжиг изделий, вскрывание печей, растирание красок и др.

Кроме этих специальностей было еще множество более простых работ и подсобных операций по обслуживанию основного процесса: заготовка дров и хвороста, подтаскивание фарфоровой массы и хвороста, изготовление капселей, кобальтовой краски, бамбуковых корзин, плотничьи, бочарные работы, ремонт форм, изготовление ножей и резцов и т. д. А такому большому числу специальностей соответствовал, несомненно, и более высокий уровень разделения труда в одной мастерской.

В XVIII в. произошло территориальное разделение производственных операций: с развитием экспорта фарфора работы по росписи были перенесены к месту торговли — в Гуанчжоу, где возникли крупные мастерские, расписывавшие белый цзиндэчжэньский фарфор в соответствии со вкусами и заказами европейских покупателей.