На севере в годы правления Канси «бродяги (люйминь) (201) из провинции Шэньси собирались в Жаньяне и других местах»; «бродяги из Шаньдуна устремлялись в Цзиньчэн (Пекин)».
Аналогичные тексты приводятся в цзюане «Хуанцин цзинши вэньбянь» («Сборник сочинений об управлении, написанных при цинских императорах») за годы правления Юнчжэн. Было пять городов, где бродяги (люйминь) из провинций Чжили, Шаньдун, Хэнань «находили себе пропитание»; «в Хэцзяне, Тяньцзине и других местах все больше и больше становится людей, которые приходят туда в поисках пропитания». Эти данные свидетельствуют о том, что экспроприированные крестьяне устремлялись в города в поисках средств к существованию. Официальные источники называют оторванных от земли, лишенных средств производства крестьян «люйминь» — бродягами.
Особенно широким этот поток обезземеленных и обездоленных становился в голодные, неурожайные годы, когда люди уходили целыми семьями, бросая дома.
Уход крестьян из деревень означал для феодальных властей сокращение числа налогоплательщиков, нарушение существующего правопорядка. Поэтому правительство самыми различными средствами пыталось приостановить этот процесс, воспрепятствовать притоку крестьян в города и места добычи полезных ископаемых. Оно запрещало пришлым людям ночевать в черте городских стен и ограничивало число ткацких станков у хозяев мастерских, запрещало открывать новые разработки полезных ископаемых и неоднократно возвращалось к политике «земледелие — ствол, торговля и ремесло — ветви». Об этом свидетельствует, например, изданный в 1727 г. императорский указ: «В настоящее время многие люди стремятся иметь самую роскошную посуду, одежду и украшения и поэтому постоянно используют искусных мастеров. На рынке множество мастеровых, но зато на полях мало людей, обрабатывающих землю, поэтому среди невежественного народа гораздо больше людей, которые получают выгоду от занятий ремеслом, вместо того чтобы вкладывать силы в землю. Необходимо собирать их и побуждать к работе [на полях]».
Однако рост бродяжничества и усиление классовой борьбы в городах вынуждали правительство отказываться от этой политики. Уже в годы правления Канси был упразднен закон об ограничении числа ткацких станков, введены послабления в политике запрета горнодобычи, а на местных чиновников возложена обязанность привлекать купцов к горным разработкам и проводить политику «тин минь цзы кай» («позволить народу самому разрабатывать»).