Китайские сочинения о фарфоре

Еще одна значительная книга о фарфоре — «Таошо» («Слово о фарфоре») — китайского ученого Чжу Яня. Книга написана в годы Цяньлун (1736—1795), а издана в 1914 г. В ней нет непосредственных наблюдений, которыми ценна книга Лань Пу, но зато дается изложение истории производства, значительно более систематическое, чем во всех других источниках.

Кроме рассмотренных выше описаний фарфорового производства нами были использованы «Цзиндэчжэнь тао гэ» («Песнь о цзиндэчжэньском фарфоре») Гун Юэ, «Фулян таочжэн чжи» («Описание производства фарфора в Фуляне») и ряд других источников.

Всем сочинениям о фарфоре присущи некоторые сходные черты.

Это, как правило, описания казенного производства, императорских печей, казенной продукции; частному производству уделено мало места.

История и организация производства, характеристика рабочей силы и т. д. изложены кратко, а его технология, описание готовых изделий — со множеством подробностей. Еще одна особенность источников о фарфоре — крайняя запутанность и неоднородность терминологии: одни и те же предметы, процессы и т. д. даже современники называют по-разному (иногда в пределах одной книги). Так, в «Цзиндэчжэнь таолу» мастерская обозначается терминами «цзо», «цзя» и даже «ху». В описаниях технологии производства фарфора встречается множество слов местных, не вошедших в словари, утративших свое первоначальное значение. Все это создает большие трудности при использовании источников.

Ошибки и несоответствия в изложении технических вопросов (на это указывают и многие китайские и японские исследователи) объясняются тем, что люди, занимавшиеся производством фарфора, никогда не вели записок, а составители истории фарфора никогда не были вполне компетентны в вопросах техники.

Четвертую группу составляют различные исторические, географические, литературные произведения, которые объединяет то, что •они написаны частными лицами не по заказу феодальных властей, а по личной инициативе, и поэтому часто отражают неофициальные взгляды. Эта группа источников невелика — немногим более тридцати произведений. Хронологически они относятся либо к концу XVI—началуXVII в., либо к XVIII в.

По форме эти произведения различны; одни близки к географическим описаниям: Гу Тин-линь (Гу Янь-у) «Тянься цзюньго либтн шу» («Книга о выгодах и убытках Поднебесной»), XVII в.; Цюй Да-цзюнь «Гуандун синьюй» («Новое слово о Гуандуне»), 1700 г. [157]; Янь Жу-и «Саньшэн бяньфан бэйлань» («Краткое описание трех провинций» — Шэньси, Сычуани, Хубэя), 1802—1804 гг.; другие представляют собой записки частных лиц по различным вопросам истории, экономической жизни, литературы: Чжу Го-чжэнь «Юнтун сяопинь» — («Записки в беседке Юнтун»), XVII в.; Гу Гун-сюэ «Цинся сяньцзн шанчао» («Избранные записи, сделанные в период летнего времяпрепровождения»); Гу Чжэнь-тао «Умэнь бяоинь лэйбянь» («Описание явлений в Умэне, на которые никто не обращает внимания»), XVIII в.; третьи — произведения художественной литературы и т. д.