Что же представляло собой казенное производство шелка во второй половине XVII и в XVIII в.?
У китайских ученых нет единства мнений относительно организации этого производства.
Большинство историков КНР, изучавших сучжоуское шелкоткацкое производство, и в особенности историки местные, сучжоуские, склонны считать, что термин «цзюй» во второй половине XVII и в XVIII в. употребляли для обозначения казенного управления. Они полагают, что в Цинское время в Сучжоу была только территория, занятая постройками управления с ямынем, храмом, жилыми помещениями и т. д. Никаких мастерских, где работало бы большое число ткачей, по их мнению, не существовало. Они полагают, что статистические данные источников о количестве мастеров (и станков), ошибочно принимаемые некоторыми историками за штат казенных мастерских, в действительности обозначали городских ткачей, выполнявших заказы казенных шелкоткацких управлений.
В доказательство своей точки зрения сучжоуские историки приводят топографические данные о расположении цзюй: действительно, там почти не оставалось места для рабочих помещений.
Другая группа китайских историков утверждает, что ткани для казны с конца XVII в. производились в больших казенных мастерских.
Сун Бо-ин, например, на основании текстов стел, установленных Сучжоуском казенном управлении (и датируемых 1652, 1653, 1776 гг.), пришел к выводу, что во второй по-ловине XVII в. в Сучжоу была казенная мануфактура, где размещалось 800 станков (в чжижаньцзюй и цзунчжицзюй вместе); их обслуживали 3 тыс. работников.
На наш взгляд, казенное производство шелковых тканей в этот период было организовано следующим образом.
Во второй половине XVII в. в Наньцзине, Сучжоу и Ханчжоу были восстановлены казенные мастерские. Увеличение производства и расширение мастерских, а также постройка новых помещений происходили постепенно — вплоть до конца XVIII в. Большие мастерские не были сосредоточены в одном месте, а находились в различных частях Наньцзи-на, Сучжоу, Ханчжоу.
Кроме этих мастерских существовала также раздача сырья и государственных заказов ремесленникам цзиху и жаньху, состоявшим на учете в казенном управлении.
Нам представляется, что значительное расширение производства в XVIII в. достигалось не столько за счет расширения казенных мастерских, сколько за счет увеличения числа цзиху, выполнявших казенные заказы8.
В описании ткацкого управления в Сучжоу есть интересные сведения о том, что в 24-м году Канси в северных (пекинских) и южных (наньцзинских, сучжоуских, ханчжоуских) цзюй вместе остановлено 48 станков и прекращен отпуск 2800 лян серебра, предназначавшихся на закупку продовольствия. В четырех категориях наиболее трудных работ (крашение тканей, изготовление шелкомотальных колес, тканье бархата, тканье златотканой парчи) сокращение числа мастеров не производилось. Можно предположить, что эти четыре вида работ и производились в казенной мануфактуре при ткацком управлении как наиболее сложные и требующие постоянного надзора. Остальные же, более простые, раздавались цзиху, работавшим на дому.
Что же касается данных о числе станков и ткачей в чжижаньцзюй и цзунчжицзюй, то они представляют, по всей вероятности, общее число ткачей и станков (как в казенных мастерских, так и в мастерских цзиху).
Существование казенных шелковых мастерских в Наньцзине в Цинское время бесспорно. Оно подтверждается рассказом в «Фэнлу сяочжи» о том, что император Канси во время путешествия на юг посетил ткацкое управление. Из окна он увидел множество людей с обвязанными головами и в коротких штанах. Они двигались и работали очень быстро. Приближенные объяснили императору, что это ткачи (цзицзян), и Канси, смеясь, назвал их ткацкими лепешками (цзибаоцзы).
На территории управления был павильон, в котором останавливались высокопоставленные лица. Он сохранился до настоящего времени; из его окна хорошо видны фанзы мастерских. «Цзибаоцзы» — производное от «тубаоцзы». Последнее — простонародное выражение, переводимое на «деревенский баоцзы» (баоцзы — крупный пирожок с начинкой, приготовленный на пару) в значении «простолюдин», «деревенщина». В тексте в таком же значении употребляется «цзибаоцзы».
В «Цзяцин Цзяннинфу чжи» приводятся сведения о том, что в 1769 г. у народа купили фанзы и использовали для расширения наньцзинских казенных мастерских. В «Сысю бицзи» сообщается, что в наньцзинских казенных мастерских в 1755 г. (2-й год Юнчжэна) было 565 станков, а в «Шоуду чжи» — для XVIII в. говорится о 1120 станках и 33 807 ткачах. Вероятно, разница (между 1120 и 565) составляла число станков, находившихся в мастерских цзиху, зарегистрированных в управлении.
Восстановление мастерских в Ханчжоу началось уже в 1648 г. Было восстановлено 95 старых помещений казенных мастерских (цзифан), построено 245 новых, восстановлены старая стена и ров вокруг них; в XVIII в. всех помещений и мастерских стало 302. В «Сысю бицзи» называется общее число станков в Сучжоу— 770, а в «China Maritime Customs» говорится только о 200 станках. Хронологически обе последние цифры относятся почти к одному времени: в «Сысю бицзи» говорится о правлении Юнчжэна (30-е годы XVIII в.), а в «China Maritime Customs» — о конце правления Канси (20-е годы XVIII в.). При этом указывается, что общее число станков не достигало и половины того, которое было прежде, в период расцвета Ханчжоу. Число 200 (даже если оно не вполне точно), по-видимому, отмечает число станков в казенных мастерских, а 770 — общее число станков, состоявших на учете в Ханчжоуском управлении в первой половине XVIII в.