Категории цеховых ремесленников

Цеховые уставы и исторические источники XVI—XVIII вв. позволяют выделить в городском ремесле несколько видов ремесленных предприятий и следующие категории цеховых ремесленников.

Одну группу составляли индивидуальные ремесленники, работавшие на рынок в одиночку или с помощью членов своей семьи. Множество их было занято в ткацком, фарфоровом, керамическом деле (особенно в формовке, лепке, декорировании изделий).

В одном только Чэнду в XVIII в. насчитывалось 7 тыс. таких индивидуальных ткачей-ремесленников, работавших на широкий рынок Сычуани, Шэньси, Ганьсу, Юньнани.

В «Яньсянь минтаолу» сообщается о том, что в Минское время в Динчжоу жили известные ремесленники Оу, Шао, Инь. Они работали у себя дома, в одиночку, тщательно охраняли секреты ремесла, и изделия их славились по всему Китаю.

Подобные же сведения приводятся в «Сунцзянфу чжи», где рассказывается об индивидуальных ремесленниках, продукция которых особенно ценилась на рынке.

«За восточными воротами, у Моста двух кумирен, жил человек по фамилии Дин. Дин так умел очищать хлопок, что он становился белым, как цветы. Из этой воздушной массы он ткал белую и мягкую ткань, получившую название «фэйхуабу» (ткань летящих цветов)».

«Был человек по фамилии Цзинь Чэнь. Он взял двойную основу и двойной уток и соткал ткань, получившую название «буцзичоу».

Другую группу составляли цеховые ремесленники, у которых кроме самого мастера и членов его семьи трудились еще подмастерья и два-три ученика. Многочисленные сведения о таких мастерских содержатся в цеховых уставах Чанша, Сучжоу, Чунцина и других городов.

Третью группу цеховых ремесленников составляли те, чьи предприятия по размерам были несколько больше обычной мастерской с подмастерьями и учениками. В «Миньго Фошань чжунъи сянь чжи» сообщается, что «в Минское время (более точную дату установить невозможно) в Фошане было 20 с лишним мастерских по окраске тканей, называвшихся «цзя» [семья]». Можно предположить, что в этих мастерских уже применяли наемный труд. Наше предположение основывается на характере технологии — вряд ли можно было выполнять процесс крашения силами одной семьи (топку не-скольких котлов, перемешивание, развеску и т. п.) — и подтверждается описанием красильных мастерских XVIII в. в Пучуане (пров. Чжэ-цзян).

В «Пучуань совэнь цзи» сообщается о мастерских, куда отдавали варить и отбеливать купленные шелковые ткани. «Каждая мастерская по отбеливанию имела несколько наемных работников. Назывались они ляньшоу. Одни варили, другие отстирывали, третьи отбеливали на солнце, четвертые сушили ткань над огнем.

Мастерские, в небольших размерах применявшие наемный труд, встречались и в других отраслях производства.

В Жунцяне (пров. Гуанси) в конце XVII — начале XVIII в. было более сотни мастерских по производству бумаги, в каждой из них насчитывалось около десяти работников. Несомненно, что какая-то часть из этих десяти работников была взята со стороны, и не в ученики, а в работники, так как процесс производства бумаги был весьма несложным.

В «Миньго Фошань чжунъи сянь чжи» также упоминаются мастерские-цзя по обработке цветных металлов, серебра и зелота, изготовлению проволоки. И в этом же источнике указывается, что в Минское время «были большие и малые (разрядка наша) мастерские-цзя по обработке меди и изготовлению медных изделий».

Таким образом, и в красильном производстве и в обработке меди за термином «цзя» или «сыцзя» скрывалась, на наш взгляд, уже не просто мастерская одной семьи, как это должно бы следовать из самого термина, а предприятия более значительных размеров, в ограниченных масштабах использовавшие наемных работников.

В то же время словом «цзя», очевидно, продолжали называться и более мелкие мастерские, обслуживавшиеся членами одной семьи — иначе трудно объяснить выделение больших и малых цзя.

В процессе дифференциации ремесленников и выделения более крупных мастерских, по-видимому, не сразу появлялись новые термины для определения новых явлений: мастерская с десятком работников все еще называлась словом «цзя», а разорившегося ткача, работавшего по найму, продолжали называть «цзиху» (хозяином станка); этим термином его именуют и исторические источники.