Методика занятия английским языком по скайпу www.englishviaskype.ru.

Изделия из фарфора и керамики

В XVI в. сложилась традиция лепить сосуды (чашки, вазы, тушечницы, чайники и др.), напоминающие по форме растения, цветы, плоды, мифических птиц. Тогда же началось изготовление посуды в подражание древним образцам. В Исине изготовлялись художественные изделия: чайники, чаши, вазы, подставки для кистей и огромное количество самой разнообразной посуды и домашней утвари. В «Исинсянь цзю-чжи» («Старое описание уезда Исин») сообщается: «В местечках Шу-шань и Чуаньбу очень много цветочных ваз, сосудов для разведения туши и других вещей такого же рода.

Прежде использовали коричневую глину и делали простые вещи, а сейчас используют цветные глазури и очень тонкие орудия и получают чрезвычайно искусные изделия».

Самую тонкую посуду лепили вручную, без применения гончарного круга, и ручная техника достигла высокого совершенства. В этом — особенность исинской керамики.

Исинские изделия рано попали в Европу. Европейцев так поразила тонкость, легкость и твердость исинской посуды, что ее назвали красным фарфором (red porcelain). В 1690 г. братья Элерс в Брадвелле (Англия) пытались создать сосуды в подражание исинским. Такие же попытки предпринимались братьями Веджвудами на заводе «Этрурия».

Изделия братьев Веджвудов, сделанные в подражание исинской «каменной керамике», но с ампирным декором (амуры, богини, геометрический орнамент), попали в Моравию, и моравские керамисты стали изготовлять посуду из желтой каменной массы в подражание изделиям Веджвудов, но с налепкой из коричневых глин в форме растений, плодов, цветов, очень сходную с первоначальной моделью — исинской керамикой (Чехословацкий национальный музей прикладного искусства. Экспозиция 1967 г.).

Частное керамическое производство Исина достигло огромных размеров, о чем свидетельствуют остатки печей в районе бывших мастерских. В настоящее время обследована только часть района, и, тем не менее, уже обнаружены остатки 50—60 печей, работавших в разное время.

В исинском производстве сложились два, в общем сходные между собой, типа печи — «лунъяо» (драконовая печь) и «оуяо». Вторая печь, служившая для обжига исключительно художественных изделий,— называется, очевидно, по имени создавшего ее мастера Оу Цзы-мина.

Оба типа — это очень большие по размеру печи — около 50 м в длину. Печь строилась на горе и была вытянута, как тело лежащего дракона,— с вершины горы до ее подножия (отсюда и название печи). Входные отверстия делались у основания печи и по бокам в двух-трех местах для загрузки капселей и топлива. Над сводами находилось несколько дымовых труб и смотровых окон.

В драконовой печи за один раз можно было обжечь 2,5 тыс. капселей— в среднем 25 тыс. изделий. Если же учесть, что печей было несколько десятков, то можно предположить, сколь значительными были размеры исинского производства. Одна печь вполне могла обслуживать до 2,5 тыс. местных мастеров, и много десятков тысяч местных жителей были заняты производством керамики. Драконовые печи в неизменном виде существуют в Исине и поныне. Они почти ничем не отличаются от тех, описания которых мы встречаем в «Тяньгун кайу»; в них только несколько спрямлена внешняя поверхность свода за счет наружной засыпки.

В «Тяньгун кайу» эти печи фигурируют под названиями «пинъяо» и «лян-цзеганъяо».

Другим значительным по масштабам и самым южным центром гончарного производства был Шивань, предместье Фошаньчжэня. Кроме бытовой посуды, использовавшейся населением юго-востока, в Шиване производили декоративную керамику, близкую по типу к майолике. Она служила нередко украшением зданий, из нее делали барельефы и горельефы для храмов и богатых строений. Особенность шиваньской керамики: крупные, тяжеловатые изделия с почти белым черепком и с густо-синими, темно-фиолетовыми, голубыми и бирюзовыми глазурями, закрывающими обычно всю поверхность изделия.

Художественная продукция Шиваня находила сбыт и за границей. Купцы, приезжавшие за железом и шелком, увозили с собой и синие шиваньские вазы. Особенным успехом пользовались шиваньские изделия в Италии, по гамме красок как бы перекликаясь с итальянскими поливными изразцами и горельефами мастерских Л. делла Роббиа.

Огромных успехов достигли шиваньские мастера в изготовлении глазурей и особенно в технике обжига глазурованных изделий в небольших открытых муфельных печах. С конца XVI в. это производство непрерывно развивалось вплоть до начала XX в.

Секреты производства шиваньских глазурей в начале XX в. были утрачены.

Центрами производства керамики в Сьгчуани в конце Минского — начале Цинского времени были Юнчан и уезд Юньсинь. Сведения об этом встречаются в «Миньго Хуаянсянь чжи» («Описание уезда Хуаян в годы Республики»): «В Сычуани прежде было производство кирпича, черепицы и керамических сосудов. К востоку от Чэнду расположены старые керамические печи». «В Юньсиньсяне были керамические мастерские, построенные при Канси. В настоящее время в запустении».

Археологические находки показывают, что бытовая сычуаньская керамика находила широкий сбыт во многих областях Юго-Западного и Западного Китая.