История добычи соли в Сычуани

Весьма подробное описание соледобычи в Сычуани в конце XVII — начале XVIII в. содержится в сочинении Ли Жуна «Цзылюцзин цзи» («Записки об артезианских колодцах»): «Мастеров трех специальностей приблизительно 10 тыс. Несколько сотен семейств вложили средства и ведут добычу соли. Всего же народу вместе с плотниками, каменщиками и [работниками] других специальностей — 40 тыс.».

Яньцзян — солевары; шаньцзян — по-видимому, работники, добывавшие соляной раствор; цзаотоуцаоцзо — работники, наблюдавшие за котлами. Трудно предположить, что речь идет об одном предприятии. Скорее всего 10 тыс. работников обслуживали несколько солеварен и колодцев, функционировавших благодаря соединению небольших капиталов не-скольких хозяев. Здесь же мы встречаемся и с элементарным разделением труда между работниками трех специальностей: солеварами, подносчиками соляного раствора, наблюдателями за котлами.

Простая капиталистическая кооперация с большим числом работников, основанная, по-видимому, также на паевых началах, описана и Янь Жу-и (конец XVII —начало XVIII в.): «На больших солеварнях (чан), таких, как в Цзяньфусяне, насчитывается несколько сотен тысяч человек, а в Кайсяне и Данине — несколько десятков тысяч. Много купцов приезжает торговать. Хозяева (ху) вкладывают капиталы и получают выгоду».

Из таблицы, составленной Пэн Цзэ-и по материалам «Цзяцин Сянь-фэн Нэйцзянсянь чжи» («Описание уезда Нэйцзянь, составленное в годы правления Цзяцин и Сяньфэн»), видно, что в годы правления Канси, Юнчжэна и Цяньлуна (1662—1750) было девять крупных предприятий по добыче и выпариванию соли; четыре из них принадлежали объединениям нескольких собственников. Между всеми пайщиками союза заключался договор, устанавливавший число паев каждого участника из расчета 30 жи («жи», очевидно, обозначал продукцию предприятия за один рабочий день и был принят за единицу измерения паев). 3—4 жи получал хозяин земли, на которой находилось предприятие, остальные делились между пайщиками (кэ). Предприниматели, основывавшие предприятие, считались арендаторами (дянь) по отношению к хозяину земли. Вся система называлась обычно «кэцзин», «кэжифын» («колодец на паях») или «гофын» («котел на паях»). Один из пайщиков считался старшим (шоу фэнь); он следил за распределением паев и выполнением договора.

В книге У Вэя «История добычи соли в Сычуани» приводятся сведения о том, что пайщиками были люди с очень незначительным состоянием: «Богатых хозяев в Дэншуе, Фушуне, Цзяньвэе (в начале правления династии Цин) почти совсем не было. Хозяевами вновь возникающих предприятий часто были бедные люди, объединившиеся вместе для управления,— эти производства были небольшими, и выгода от них была незначительной».

Как видно из приведенных материалов, в соледобыче преобладала кооперация мелких пайщиков, часть которых и сама принимала участие в производственном процессе.

Предприятия, основанные на договорных началах, были также в сахароварении, в производстве бумаги, выжимании масла. В конце XVII — начале XVIII в. в Гуандуне и на Тайване через каждые 20—30 ли были расположены сахароварни. Они принадлежали нескольким хозяевам, объединившимся, чтобы основать мастерские.

Эта форма организации как единичное явление встречается и в ткацком производстве. Можно предполагать, что запись в «Мин ши лу» о шелкоткацкой мастерской, где «несколько хозяев станков вложили капитал», фиксирует именно такую форму кооперации нескольких пайщиков (в Цзянсу).