Зарождавшиеся в китайской идеологии XVI—XVII вв. новые экономические учения были результатом новых процессов в экономике и в какой-то мере отражали взгляды нарождавшейся китайской буржуазии.
Однако слабость и немногочисленность идеологов нового торгово-промышленного мира, их тесная связь с феодальной аристократией повлияли и на характер экономических учений, были причиной того, что в Китае тогда не сложилось экономической школы, которая отражала бы более или менее последовательно взгляды зарождавшейся китайской буржуазии. Наиболее полно экономические взгляды этого слоя выражены в многотомном сочинении Гу Янь-у «Тянься цзюньго либин шу» («Книга о выгодах и убытках Поднебесной»).
Гу Янь-у (1613—1682) — выдающийся представитель материалистической философии Китая. Всю жизнь он посвятил борьбе против маньчжурских завоевателей, против национального и феодального гнета. Его кисти принадлежат работы по истории, географии, эпиграфике, фонетике. Свои экономические воззрения ученый изложил в «Тянься цзюньго либин шу». Любопытно, что и заглавие и содержание книги очень сходны с заглавием написанного в России в период развития мануфактур при Петре I сочинения Ивана Посошкова «О скудости и богатстве», в котором также нашли отражение поиски путей выхода из феодальной отсталости.
В центре внимания Гу Янь-у — развитие ремесел, внутренней и внешней торговли. Основная идея его книги — только развитие частной инициативы, ликвидация внешнеторговых запретов, тяжелых налогов и таможенных сборов, поощрительная политика по отношению к купцам, занимающимся добычей полезных ископаемых или торговлей в отдаленных провинциях и других странах, могут обеспечить выгоды государства: развитие хозяйства, регулярное пополнение казны, благоденствие всех подданных.
Гу Янь-у доказывает, что бесчисленные препятствия, чинимые государством внутренней торговле, таможенные сборы, произвол чиновников провоцируют незаконные действия частных торговцев, порождают разбой на дорогах — «увеличение [числа] разбойников сухопутных»; запреты в сфере внешней торговли ведут к росту контрабанды и пиратства — «увеличению [числа] морских разбойников» и в конечном итоге — к убыткам для государства.
В экономических главах своей книги Чжу Го-чжэнь уделяет особое внимание специализации отдельных районов и областей в производстве одного-двух видов товарной продукции, разведению технических куль-тур, сырья для ремесленного производства, и влиянию этих факторов на развитие обмена, торговли между провинциями и, в конечном счете, на увеличение государственных доходов.
В центре внимания неофициальных авторов — те виды ремесла, которые наиболее доходны, на которые есть спрос на рынке. Цюй Да-цзюнь в «Новом слове о Гуандуне» описывает помещичьи и крестьянские хозяйства, разбогатевшие на разведении цветов и фруктов, пальмового дерева, сахарного тростника, табака; много говорится и о частных предпринимателях, получающих огромные доходы от сахароварения и торговли сахаром.
В экономической литературе XVIII в. [Янь Жу-и «Саньшэн бяньфан бэйлань» («Краткое описание трех провинций»), Цзинь Ао-цзэ «Цзинь-лин дайчжэньлу» («Собрание различных сведений о Наньцзине) и др.] заметна та же тенденция — внимание к новым формам хозяйства, к ремесленно-торговому предпринимательству, протест против притеснений со стороны правительственных учреждений. Однако она тщательно завуалирована и выражена более сдержанно из-за давления маньчжурских феодальных властей. Янь Жу-и, например, описывает обработку металлов, дерева, производство бумаги и черепицы, поднятие целины и высказывает осторожный совет: если использовать купцов, это принесет выгоду казне, даст заработок беднякам и оградит страну от разбойников.