Формы организации мануфактуры

О мастерских-чжанфан, где есть хозяева и наемные работники, повествует и «Цинчао вэньсянь тункао» (XVIII в.): «Отношения хозяев и наемных работников в Цзянсу, Чжэцзяне и в других местах называются «чжанфан».

В хлопкоткачестве существовали мастерские средних размеров, занимавшиеся аппретурой тканей и обозначавшиеся термином «Бухао».

Уже в первой половине XVI в. в Сунцзяне, Фэнцзине, Чжуцзуне было несколько сотен бухао — красильных и лощильных мастерских с наемным трудом [см.: 126, 13а].

Известный экономист Янь Чжун-пин приводит текст из «Гуансюй чунсюй Цзяшаньсянь чжи» («Описание уезда Цзяшань, дополненное и исправленное в годы Гуансюй», в котором те же мастерские в Фэн — цзине (уезд Цзяшань) в конце XVII в. обозначались уже термином цзюй, что, по всей вероятности, отражало процесс развития мастерских,, увеличения их размеров.

О хлопкоткацких мастерских, имевших по нескольку десятков наемных работников, сообщается и в «Пучуань совэньцзи» — описании уезда Пуюань в XVIII в. (пров. Чжэцзян).

Закон императора Гуньчжи, изданный им в начале правления (50-е годы XVII в.), подтверждает существование централизованной мануфактуры в ткачестве. Этот закон запрещал частным предпринимателям иметь более 100 станков. Необходимость подобного запрещения, очевидно, была вызвана тем, что в XVII в. существовали мануфактуры, нанимавшие около 200 работников (по два на станок).

Лю Юн-чэн пишет, что этот закон был упразднен в годы правления Канси, в результате протестов со стороны хозяев ткацких мастерских (цзиху), ссылаясь при этом на седьмой цзюань «Шанъюань Цзян-нин лянсянь чжи» («Описание уездов Цзяннин и Шанъюань») изданное в годы правления Тунчжи.

В XVIII в. в Сучжоу встречается и такая форма организации ткачества, которую можно определить как соединение централизованной мануфактуры с рассеянной. «Каждая чжанфан, помимо того что имела станки и мастеров, еще в большом количестве раздавала материалы ткачам (чжигун), чтоб они ткали. Каждая мастерская (цзюйчу) нанимала мастеров (цзян) для ткачества и называлась «цзиху» (хозяева станков). Цзиху насчитывалось около тысячи, а цзицзян — приблизительно 3—4 тыс.».

Перед нами усложненная организация, в которой большая мастерская чжанфан контролирует не только сеть мастерских мелких производителей — ткачей, но и несколько еще более мелких мастерских — цзюйчу, принадлежавших зажиточным ткачам цзиху, которые в свою очередь нанимали трех-четырех работников.