Формы купеческого капитала Китая в XVII—XVIII вв

В XVII—XVIII вв. существовала и еще одна форма купеческого капитала — соединение торговых операций с ростовщическими.

В географическом описании местности Шуанлиньчжэнь (XVIII в.), в разделе «Обычаи», сообщается, что процветает только яхан, ведущий торговлю шелком, а все купцы, торгующие шелками, делятся на местных (имеющих лавки) и приезжих. «Многие богатые люди в Шуан-линьчжэне наживаются на том, что строят лавки и скупают у жителей соседних сел шелк и шелковые ткани, а также дают им деньги взаймы. Приезжие купцы привозят с собой тысячи и десятки тысяч денег».

Можно предположить, что «предоставление денег в долг» происходило под залог готовой продукции и являлось не чем иным, как соединением скупки с ростовщичеством. В сферу деятельности торгового капитала попадали не только ткачи из города и пригородных районов, но и сельские жители, специализировавшиеся на разведении тутового шелкопряда и размотке коконов.

Выше уже сообщалось, что одним из крупных центров шелкоткачества был Шэнцзэчжэнь. Источники XVII в. описывают его как крупнейший рынок тканей, куда приезжали купцы с большими капиталами.

В одном из поздних (начало XIX в.) описаний Шэнцзэчжэня приводится следующий текст:

Жители Шэнцзэчжэня «жили тем, что наматывали основу и ткали шелк. Занимавшиеся приготовлением основы покупали шелк у яханов — называлось это «деревенской основой». Брали шелк у яханов, возвращали сделанную основу и получали плату. Называлось это «основой из чужого материала»… Чья работа искусней, тот получал плату более высокую». Далее говорится, что такое положение существовало с Юаньского времени. Конечно, трудно полагаться на достоверность этого сообщения, так как семь веков отделяют автора от описываемых событий, но вместе с тем оно дает основание полагать, что в ткачестве подобная обстановка возникла на несколько десятилетий ранее, т. е. в XVIII в.

В приведенном тексте дважды говорится об отношениях яхана и мелкого производителя: в одном случае упоминается купля шелка, в другом — получение шелка от яхана. Однако анализ текста в целом позволяет утверждать, что здесь речь идет о рассеянной мануфактуре, о начале перехода торгового капитала в капитал производительный: раздаче сырья и работе сельских производителей на скупщика, превращавшегося в мануфактуриста.

Китайский историк Цянь Хун приводит запись из книги XVIII в. «Цинбай лэйчао» («Сборник неофициальных историй Цинского времени»), в которой также говорится о раздаче работы на дом индивидуальным ткачам — цзиху. «Происходит раздача шелковой пряжи хозяевам станков, которые получают плату в соответствии с кусками сотканного шелка». И в этом случае перед нами выступает капиталистическая работа на дому.

На раздачу материала в купеческие лавки, контролировавшие производство шелка в Чжэцзяне, Цзянсу и других провинциях, указывает и приведенный выше текст «Цинчао сюй вэньсянь тункао».