Фарфоровое производство Китая

В конце XIV в. в Цзиндэчжэне были построены казенные мастерские по производству фарфора и создано специальное управление мастерских.

Рабочую силу для казенных мастерских обеспечивало специальное учреждение — цяньху; кроме того, в каждом из 13 ли области Жао-чжоу, на территории которой находился Цзиндэчжэнь, установлено было по четыре должности чиновников (фу, бао, цзун, юэ). Эти чиновники должны были следить за отправкой работников в Цзиндэчжэнь и каждые полгода производить проверку населения, приписанного к цяньху, чтобы «охранять порядок и выявлять разбойников».

Словом «разбойники» (цзэй, фэй) китайские официальные историографы называли участников крестьянских и городских волнений.

Инспекторы фарфоровых мастерских имели обычно высокие чиновничьи звания и состояли на должности в дворцовом управлении нэйфу или в ведомстве работ.

В Минское время (и при первых цинских императорах) казенные мастерские существовали за счет средств, присылаемых из столицы.

Продукция, производимая в фарфоровых мастерских, направлялась в дворцовые управления Пекина и Наньцзина. Некоторая ее часть не доходила до столиц и попадала в руки управляющих чиновников; они тайком переправляли ее приезжим купцам и маклерам. Казнокрадство в Цзиндэчжэне принимало нередко катастрофические размеры, несмотря на ежегодное инспектирование и отчетность управляющих: чиновники набирали неполный контингент рабочих, вносили в списки вымышленные фамилии, а деньги присваивали.

«Среди чиновников есть и нерадивые, которые вымогают у народа деньги, посылают подложные отчеты о своей работе, а в действительности дела у них идут плохо, а они посылают императору доносы на других людей»,— сообщается в «Цзянси тунчжи». В целях борьбы с казнокрадством в 1523 г. был издан указ, вводивший ежегодную смену чиновников и дополнительную должность наблюдателя — тунпаня.

В географических описаниях приводятся многочисленные факты смещения или заключения в тюрьму чиновников из казенного управления после проверки их деятельности.

В период маньчжурского нашествия цзиндэчжэньские мастерские подверглись почти полному уничтожению: печи были разрушены, мастера перебиты, постройки сгорели.

Сразу же после установления Цинской династии императорский двор попытался восстановить разрушенное производство. Указом императора Шуньчжи (1644—1661) было создано казенное управление по производству фарфора, на которое возлагалось обеспечение императорского двора фарфоровыми изделиями.

Однако в первые десятилетия эти попытки успеха не имели. Только с 80-х годов XVII в. началось активное восстановление фарфорового производства.

В европейской литературе период с 80-х годов XVII в. до середины XVIII в. считается полосой расцвета фарфорового производства, получившей название «блестящего века» фарфора.

Следует указать, однако, что при первом же знакомстве с литературой о цинском казенном производстве мы встречаемся с серьезным противоречием.

Во всей европейской и советской литературе при описании цинского казенного производства говорится о больших казенных мануфактурах, о большом числе мастеров, работавших в казенных мастерских, о разделении труда, о печах, построенных будто бы при инспекторах Тан Ине, Цан Ин-сюане к Нань Сило и названных их именами, даются ссылки на «Цзиндэчжэнь таолу», «Таошо», «Фулянсянь чжи» и т. д.

Однако ознакомление с топографическими планами Цзиндэчжэня, приводимыми в тех же сочинениях, и исторической топографией города показывает, что на огороженной стеной территории, которую принято считать местом расположения казенных мастерских, печей не было, как не было их и за стенами этого внутреннего города. За стенами располагалось лишь казенное управление с ямынями, помещением для солдат, жилыми домами, храмом, тюрьмой, складами для самого ценного сырья (глазури, краски) и несколькими мастерскими, где, по-видимому, производились наиболее сложные работы по формовке и росписи изделий, изготовлялись опытные и пробные образцы.

В действительности, в цинское время казенные мастерские так и не были восстановлены в том виде, в каком они существовали в период Мин.

Казенных печей и мастерских почти не было. Основная работа по производству казенного фарфора держалась на эксплуатации частных печей и мастерских казенным фарфоровым управлением. Именно эти частные печи описаны в «Цзиндэчжэнь таолу», «Таошо» и других сочинениях: как производства казенные. Это ввело в заблуждение некоторых исследователей, изучавших организацию фарфорового производства.

Эксплуатация частных печей казенным управлением подтверждается многими письменными источниками. Ча Чжэнь-син пишет: «Когда встречаешься с казенным производством, видишь, что мастера на казенных печах часто передают свою продукцию частным печам для обжига, поэтому частные печи не в состоянии сделать работу в нужный срок».

В «Цзиндэчжэнь таолу» говорится, что были люди, специально наблюдавшие за тем, чтобы владельцы частных печей исправно вносили фарфор в казенное управление. Из Цзиндэчжэня по реке направлялись необожженные сосуды, которые обжигались в местечке Паньцзятун в печах семейства Паней, а затем возвращались обратно в Цзиндэчжэнь.

Можно предположить, что здесь идет речь об обжиге сосудов казенного управления в печах частных предпринимателей. Наше предположение подтверждается и более поздними источниками. В «Фулянсянь чжи» приводятся сведения о том, как сосуды для рыб, предназначенные для императорского двора, были переданы для изготовления на частные печи. Во главе казенного управления в цинское время стоял главный инспектор (гуаньчацзунши), а большая часть средств поступала из доходов Цзюцзянской и Хуайхэской таможен и Жаочжоуского налогового управления [«Цзунгуань нэйуфу сяньсин цэли», «Гуансюй Дацин хуйдяньшили»].

Суммы, затрачивавшиеся на производство фарфора, были огромны. В 1800 г. только с Цзюцзянской таможни было получено 7 тыс. лян серебра для нужд фарфорового производства («Цзунгуань нэйуфу…»).

Такие большие затраты объяснялись тем, что в Цзиндэчжэне по-прежнему, а может быть еще в большей степени, процветало казнокрадство, ибо новая система организации производства открывала для этого и более широкие возможности.