Экономическая составляющая производства фарфора

Самое существенное в изучении вопроса о казенном ремесле — его экономическая и социальная организация.

Сложность технологического процесса определила и довольно сложную экономическую структуру производства, так как создание подлинных произведений искусства требовало высококвалифицированных мастеров. Этих мастеров нельзя было часто менять или набирать произвольно. А такие работы, как добыча и первоначальная обработка сырья, транспортировка и т. д., требовали труда элементарно простого, людей без специального обучения. Таким образом, в фарфоровом производстве резко выступала разница между трудом квалифицированным и неквалифицированным.

В XV—XVII вв. в казенных мастерских были заняты три категории работников5.

Высококвалифицированные мастера, занятые формовкой, росписью изделий, обжигом, строительством печей, приготовлением красок (они обозначались обычно термином «цзян» с указанием специальности).

Работники, занятые на подсобной работе в мастерских: приготовлении и переноске массы, просушивании, переноске и упаковке изделий, заготовке топлива и т. д. Они обозначались термином «шангунфу», т. е. подсобные работники более высокой категории.

Работники, занятые добычей глины и фарфорового камня и транспортировкой их в Цзиндэчжэнь. Источники называют их «шатуфу», т. е. подсобные работники по добыче массы и камня.

Рассмотрим в отдельности каждую из этих категорий и ее эволюцию на протяжении изучаемого времени.

Сложные работы в казенных мастерских выполнялись цеховыми ремесленниками (цзян) по системе трудовых повинностей. Однако отработка происходила не поодиночке, а целыми цехами (ханами). В «Даогуан Фулянсянь чжи» приводится, например, такой текст: «В 6-й год Ваньли (1579) тунчжи из управления казенным производством по фамилии Цзян Цзянь увидел, что военные мастера чрезвычайно изнурены, и обратился с просьбой оказать им помощь. Тогда решили прекратить созывать ханы, и до 17-го года (1590) не созывали половину из них. Но с 19-го года прежняя система была восстановлена». На наш взгляд, здесь идет речь о том, что фарфоровые ханы созывались на работу в порядке трудовой повинности и что система эта на 11 лет была частично отменена с целью использования ремесленников военного ведомства.

Цехи фарфоровых мастеров находились под контролем казенного управления, и их главы ведали распределением повинностей среди всех членов этих объединений. Время выполнения повинностей определялось характером производства: в летний и весенний сезоны, в хорошую погоду мастера созывались значительно чаще, чем это было установлено законом для лунбань.

О хане мастеров, загружавших печи, говорится, например, что его члены живут в отдельном помещении: «Когда приходит время загрузки печей, то созывают ханы, когда загрузят полностью, возвращаются обратно на постоялый двор».

В отличие от других отраслей казенного ремесла в фарфоровом производстве члены ханов получали во время работы не только продовольствие, но и денежное вознаграждение; по форме их отношения с казной нередко выглядели как наем рабочей силы.

Денежная оплата при выполнении цехами трудовых повинностей была уже качественно новым явлением по сравнению с повинностями без оплаты. Однако в изучаемое время труд был еще стеснен множеством феодальных ограничений; происходило своего рода выполнение «повинностей по найму». Иногда членов цеха заставляли работать сверх всяких норм и сроков, прибегая к открытому принуждению, особенно в периоды срочных заказов или восстановления производства. Так, в 1548 г. «для изготовления сервизов розового фарфора насильно хватали и собирали мастеров высокой квалификации, обещая им высокие награды, и заставляли производить и обжигать фарфор».

Уже со второй половины XVI в., когда шел процесс замены повинностей денежным налогом, в описаниях казенного производства упоминания о найме мастеров встречаются все чаще. В «Мин ши лу» (1598 г.) сообщается, что «в провинции Цзянси люди из уезда Лэпин… приходили и нанимались на работу в уезде Фулян».

В тексте, относящемся к первой половине XVII в., говорится, что «различные мастера, которые расписывают, раскрашивают или гравируют рисунки: иней, птиц, рыб, воды, цветы, травы, или делают подглазурные росписи… все эти мастера являются наемными».

Однако этот «наем» оставался несвободным и в XVIII в. он по существу был продолжением системы «найма по повинности». В конце XVII и в XVIII в., когда огромные правительственные заказы передавались на частные печи, списки мастеров фактически сохранились, хан не мог отказаться от государственного заказа, даже невыгодного. Условия этого «найма» были кабальными, и без того низкая заработная плата выдавалась наполовину продовольствием (нередко недоброкачественным); работников строго контролировали.