Чрезвычайно интересно проследить, как отражен в документах и сочинениях современников процесс дифференциации ремесленников и рост размеров мастерских.
В фарфоровом производстве конца XVII — начала XVIII в. отчетливо прослеживается деление на мелких, средних и крупных хозяев.
Хозяева крупных предприятий в цзиндэчжэньском фарфоровом производстве появились уже во второй половине XVI в. Это были собственники нескольких печей, обсуживавшихся исключительно наемным трудом. Под их контролем находилось множество мелких производителей, не имевших своих собственных печей для обжига фарфора. «Цзин-дэчжэнь таолу» называет первых терминами «дапэй яоху», что значит «хозяева печей, обжигающих фарфор», или «цзюйху» — «большими хозяевами».
Средние хозяева были собственниками небольшой мастерской или печи, где они обжигали свой собственный фарфор, иногда (особенно в летний сезон) нанимая двух-трех работников.
«Цзиндэчжэнь таолу» обозначает таких средних хозяев термином «шаолунь яоху» («хозяева печей, целиком обжигающие [свой фарфор]»).
Третьей группой были «сяоху» — мелкие хозяева, представлявшие собой мелких производителей (главным образом лепщиков, формовщиков, живописцев), работавших в своих домашних мастерских. Как правило, они не имели своих печей и обжигали фарфор в чужих за соответствующую плату; в лучшем случае несколько сяоху на паевых началах строили одну печь.
Показательно, что в Исинском керамическом производстве дифференциация в среде мелких производителей происходила в тех же формах.
Различные категории хозяев в Исине обозначались терминами «даху» (крупный хозяин), «чжунху» (средний хозяин), «сяоху» (мелкий хозяин).
Индивидуальные мастера, входившие в цехи, лепили изделия на дому, а потом продавали их хозяевам печей. Исинские печи были так велики, что хозяева крупнейших предприятий (даху) имели одну-две печи и нанимали 25—40 работников. Термином «чжунху» обозначались пять-шесть хозяев, имевших на паях одну печь. Что же касается сяоху, то несколько десятков строили коллективно одну печь [233] или обжигали сосуды в печах даху.
Вероятно, разделение на сяоху, чжунху и даху произошло в Исине позднее, чем в Цзиндэчжэне, не ранее конца XVII — начала XVIII в., потому что в «Янсянь мин таолу» упоминаются просто хозяева печей и мастерских (чжужэнь) без разделения их на категории.