Цеховые уставы хуйгуаней

Первая и существенная составная часть цеховых уставов — ограничительная политика цехов, борьба против конкуренции, за право полного распоряжения местным рынком, а в уставах хуйгуаней — борьба против другой группы пришлых купцов или ремесленников, за установление своего экономического влияния в данной местности, на данном рынке.

Важнейшее место во всех уставах занимали статьи о членстве в цехе или хуйгуане. Несмотря на разнообразие деталей, они в основном одинаковы: заниматься данным видом ремесла или торговли разреша-лось только членам цеха и под его контролем. Цех строго наказывал своих членов за предпринимательство, скрытое от цеховых старшин, и всячески препятствовал деятельности лиц, не входивших в данный цех, но занимавшихся тем же видом деятельности.

Г. Г. Авенариус ошибочно утверждает, что в китайских цехах никогда не была запрещений лицам, не входящим в цех, заниматься ремеслом.

В цех обычно вступал глава семьи, но ремеслом могла заниматься вся семья. После смерти главы семьи права члена цеха передавались по наследству, иногда, в случае особенно строгой охраны цеховых секретов, только старшему сыну (например, в производстве наньцзинской парчи юньцзинь, в резьбе по слоновой кости в Гуанчжоу и др.).

Для вступления в цех необходимо было сделать денежный взнос. Взнос пришлого ремесленника или купца был значительно больше, чем местного (в два — шесть раз); иногда кроме денежных взносов мастер должен был принести жертвы божествам, устроить на свои деньги угощение для старшин (или для всех членов цеха) или пригласить актеров и устроить театральное представление.

Чтобы начать свое собственное дело, недостаточно было просто являться членом цеха, — для этого требовались дополнительные взносы в цеховую казну. «Чтобы открыть вновь дело — лавку (пу), нужно внести управляющим 30 лян серебра, устроить представление и угощение в один зал. Если дело открывает не член хана — то вдвое больше»,— записано в уставе гуандунских пуговичников. «Открывающий вновь мастерскую (цзофан) должен внести управляющим 10 лян, а если это не член хана, тогда вдвое больше».

В статутах цехов Чанша (пров. Хунань), записанных в годы правления Цяньлуна, вступительные взносы при открытии мастерских и лавок пришлыми людьми составляли от 6—8 до 16 лян серебра.

Хотя некоторые корпорации сохраняли свой торгово-ремесленный характер, в их уставах уже отражался процесс разграничения ремесла и торговли: ремесленникам запрещалось (полностью или частично) вести торговлю произведенными изделиями.

«Чтобы торговать, мастера и подмастерья должны вносить в цех 1 тыс. вэней». «Тем мастерам и подмастерьям, которые выходят торговать, запрещается потом быть ремесленниками».

Запретительная политика цехов сказывалась и в том, что они не разрешали своим членам торговую деятельность помимо цеха. Ремесленник не мог взять заказ или купить сырье на стороне, минуя цеховые власти.