Цеховое ремесло и цеховой строй Китая

Говоря о цеховом ремесле и цеховом строе Китая, необходимо, прежде всего, учитывать положение ремесленника в китайском феодальном городе: его обязанности по отношению к феодальной администрации и феодальному государству.

В положении цехового ремесленника существенны следующие моменты. Как и китайский крестьянин, он был постоянно прикреплен к месту жительства, занесен в специальные списки, не имел права покинуть мастерскую и свободно передвигаться. Он был обязан вносить налог государству. Его мастерская, как и хозяйство крестьянина, считалась «ху», т. е. двором, единицей налогообложения. Ремесленник выполнял трудовые повинности. Являясь членом цеха, он имел ряд обязанностей по отношению к этой корпорации. Профессия ремесленника передавалась по наследству.

Отличие цехового ремесленника в китайском городе от цехового ремесленника в городе европейском заключается, на наш взгляд, в том, то первый был гораздо больше скован всевозможными феодальными институтами, испытывал гораздо более сильный гнет и эксплуатацию феодального государства.

Источники позволяют нам довольно точно представить себе положение городского ремесленника.

При Минской династии все ремесленники считались зависимыми от государства. Они были занесены в специальные списки «цзянцзи» и находились под строгим контролем феодальных властей. Для обозначения ремесленников употреблялись термины «цзян», «гунцзян», «цзянху». Цзян и гунцзян обозначали чаще всего ремесленника, работавшего в одной из мастерских. Теми же терминами в цеховых уставах названы полноправные мастера, члены цеха (в отличие от подмастерьев и учеников). В официальных документах термин «гунцзян» употреблялся тогда, когда речь шла о распределении среди ремесленников трудовых повинностей, а «цзянху» — об обложении налогами.

В городе существовала строгая и тщательно разработанная система приписки к месту, надзора за городским населением. Реестры, составленные для налогообложения и выполнения трудовых повинностей, служили одновременно и списками для надзора за городским населением.

Контроль за городским населением при маньчжурах стал еще более строгим, чем он был в Минский период. В городах были учтены не только цеховые ремесленники, но и вся неквалифицированная рабочая сила, бродячие торговцы, нищие, бродяги. Никто не мог самовольно уйти из города или остаться в городе на ночь без разрешения властей.

Города и крупные чжэни были разделены на административные единицы — «ли», куда входило определенное число дворов.

В «Юнчжэц; Цзянси тунчжи» сообщается: «Обследовали территорию Цзиядэчжэня и прилежащих уездов. Приезжих людей и торговцев скопилось так много, что трудно различить хороших и плохих… среди них нередко появляются грабители». «Необходимо в каждом из 13 ли установить 4 должности чиновников — юэ, фу, бао, цзуна, и все дворы, входящие в каждое из 13 ли, проверять каждые полгода, а разбойников выявлять и передавать властям».

В Цинское время в городах, как и в деревнях, была вновь введена традиционная в Китае система поручительства и круговой поруки — «баоцзя» прикреплявшая работника к месту жительства. (В Цинское время она называлась также фанцзя и сыюэ)

При входе в город и уходе из него работник должен был регистрироваться у властей. 1-го и 15-го числа каждого месяца проводились проверки и сверка реестров с записями имен, сверка ремесленников в мастерской и в ямыне.

В каждом объединении, состоящем из десяти семей (бао), властями назначался старший — баотоу из состоятельных горожан, в обязанности которого входило наблюдение за соседями.

Многочисленные записи о системе баоцзя находим мы на стелах второй половины XVII — начала XVIII в.

Так, в стеле, установленной в 1702 г., говорится о восстановлении старшин — баотоу и усилении системы баоцзя в ремесле, о том, что вводится книга для записей прибывающих и покидающих город, что производится запись ремесленников, рекомендовавших кого-либо на работу, что 1-го и 15-го числа ямынь обменивается данными со старшим в мастерской. Подобная система установлена была и в провинции Чжэцзян. Ремесленникам запрещалось устраивать какие-либо сборища, ночевать. в храмах, передвигаться в городах ночью. В случае совершения преступления виновными объявлялись и все жители сосед-них дворов.