Убедившись в невозможности «мирного» проникновения в СССР, Ватикан пытался активизировать вредительскую и шпионскую работу католического духовенства внутри Советского Союза и развернул подготовку специальных кадров шпионов и диверсантов, предназначенных для засылки в Советскую страну.
Вопрос о подготовке тайной агентуры для засылки в Советский Союз и об организации работы «по изучению России» был поставлен Ватиканом еще в начале 20-х годов. 12 ноября 1923 года папа в своем послании указал на необходимость «основать и вдохновлять восточный католический институт» в целях изучения Востока и подготовки католических проповедников для СССР.
Инициаторами создания этого института были иезуиты. При ордене иезуитов и был создан так называемый Восточный институт во главе с аббатом Мишелем д’Эрбиньи — сыном французского банкира. В конце 1925 года д’Эрбиньи совершил поездку в СССР и пробыл три недели в Москве. Видимо, это путешествие было необходимо д’Эрбиньи для личного ознакомления со страной. Плодом этой поездки явилась гнуснейшая книжонка, полная самых наглых клеветнических измышлений о нашей стране.
Затем д’Эрбиньи объехал некоторые страны для сбора средств на открытие при Восточном институте «русского колледжа». Многие капиталисты предоставили в распоряжение д’Эрбиньи значительные денежные средства. К 1928 году орден иезуитов получил 4 миллиона лир, из которых около половины было отпущено американской католической организацией «Рыцари Колумба».
Ватикан и орден иезуитов весьма тщательно готовились к открытию «русского колледжа», которому католическая реакция придавала большое значение. В Риме для колледжа было выстроено четырехэтажное здание. В 1930 году «Русский католический колледж имени св. Терезы» был открыт.
Первым директором «Руссикума» был назначен д’Эрбиньи, его заместителем — бывший царский офицер князь Волконский, принявший католичество. В числе преподавателей были: иезуит Яворно — бывший офицер австро-венгерской армии, бывший врангелевский офицер монах Николай Братко, священник Сипягин и другие.
Первый контингент слушателей «Руссикума» почти целиком состоял из белых эмигрантов. Каждый из слушателей предварительно прошел самую тщательную проверку. О настоящем лице «Руссикума» свидетельствуют некоторые материалы, опубликованные в иностранной печати. Так, австрийская газета «Линцер фольксблатт» сообщала о нем следующее: «Это один из самых странных домов в Риме. Его окна никогда не открываются и двери всегда заперты. Питомцы этого института на протяжении всего срока обучения, который составляет от двух до трех лет, не имеют права принимать посетителей и переписываться с родными. В мрачный дом на улице Карло Альберто имеют доступ лишь некоторые лица, принадлежащие к ордену иезуитов». Выпускники школы, по словам газеты, «направляются под чужим именем в зоны, занятые Советами», и путешествуют не в монашеском платье, а в качестве обычных туристов. Перед отъездом каждому из них папа дает особую аудиенцию. «Русским колледжем» руководит австрийский иезуит Швейгль, который, как указывала газета, долгое время жил в СССР. Учащиеся колледжа подбираются главным образом из числа русских белоэмигрантов и перемещенных лиц.
«Руссикум» располагает и собственным пропагандистским аппаратом — Бюро пропаганды, которое издает еженедельный журнал «Леттр де Ром». В течение многих лет журналом руководил иезуит отец Ледит — канадец, русский по матери. Вся пропаганда «Руссикума» имеет антикоммунистическое и антисоветское направление.
Кроме «Руссикума», Ватикан использует для подготовки антисоветской агентуры Грегорианский и Западно-украинский институты, основанные — первый еще в 1883 году, а второй — в 1897 году.
С целью подыскания соответствующих контингентов для таких учреждений, как «Руссикум», Грегорианский и Западно-украинский институты, в некоторых городах Западной Европы учреждены так называемые «Российские католические миссии». Эти миссии выискивают среди белоэмигрантского отребья и гитлеровских военных преступников лиц, желающих принять католичество. После некоторой обработки согласившихся отправляют в Рим для получения специального образования или использования на практике.
Один из преподавателей института по изучению «русской современности» при Фордхемском католическом университете в Нью-Йорке, белоэмигрант, бывший князь Андрей Урусов, в разговоре с А. Тонди поведал о том, кого папские агенты вербуют для обучения.
«Вспоминаю, — пишет Тонди, — с какой тщательностью иезуиты организуют сеть своих агентов во всем мире, стараясь охватить и прибрать к своим рукам эмигрантов, бежавших из Венгрии, Чехословакии и других демократических стран, но в особенности — русских белоэмигрантов. Этим явно провокационным делом занимаются иезуиты православного толка, шныряющие повсюду, где имеются значительные группы эмигрантов».
В Ватикане существует специальный орган по «изучению большевизма» — «Комиссия по делам России», которую возглавляет аббат д’Эрбиньи. На эту комиссию папа возложил задачу «изучения положения религии» в СССР и ведение антисоветской пропаганды. В короткий срок комиссия превратилась в крупнейший центр по распространению самой злостной клеветы на Советский Союз.