О возникновении Шаолинь

Большинство современных стилей восточных единоборств в большей или меньшей мере обязаны своим существованием монастырю Шаолинь.

Шаолинь — попытка показать истинное шаолиньское боевое искусство, а именно: кулачного боя (т. е. боя без оружия) в целостности, как систему психофизического совершенствования, восстановленную и очищенную от спортивной унификации ушу и возвращенную к своему изначальному назначению.

Но как же определяется истинность шаолиньского боевого искусства? Она определяется не тем, использовался ли какой-либо комплекс упражнений в Шаолине или нет. Она определяется тем, соответствуют ли данные упражнения и весь стиль, во-первых, духу, традициям, принципам Шаолиня и, во-вторых, общим принципам достижения победы в бою. Первое определяет данное боевое искусство как Шаолиньское, второе — как боевое вообще.

Истинное шаолиньское боевое искусство давно уже не определяется стенами самого монастыря Шаолинь. Сейчас шаолиньский монастырь является символом, святыней и просто одним из мест культивирования одноименного искусства.

Каково же назначение шаолиньского боевого искусства, какова цель этой практики? Если мы скажем, что боевая практика — это средство для обретения желаемого духа, мы ошибемся. Если мы скажем, что особый дух — это средство для достижения победы в бою, мы опять ошибемся. Потому, что обе эти взаимосвязанные составляющие, и дух, и боевые навыки, являются средством. Целью является сохранение и приумножение жизни.

Необходимо правильно понимать данный стиль боя, учитывая время и условия его создания, и не пытаться подойти к нему с мерками спортивных единоборств: в древние времена не было защитного снаряжения для занятий, не было спортивных соревнований; монахи должны были защищать свою жизнь от неожиданного нападения, чаще нескольких противников, и к тому же вооруженных; схватки происходили в различных условиях. Кроме того, шаолиньская система помогала обороняться от нападения диких животных и преодолевать препятствия в пути.

В связи с тем, что сам стиль Шаолиня менялся со временем и многое утрачено, в данном пособии неизбежны отличия от изначального — в частностях, но не в принципе, в деталях, но не в целом.

Эта книга может быть полезна и тем, кого интересует лишь вопрос духа, и тем, кого интересует лишь вопрос здоровья, и, конечно, тем, кто интересуется боевым направлением. Первые могут ознакомиться с чань-буддизмом; вторые могут добавить к этому дыхательные упражнения, гимнастические комплексы и систему поддержания здоровья; третьим необходимо использовать все, что дано в этой книге.