С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции Ватикан занял непримиримую, резко враждебную позицию по отношению к Советскому государству.
Представитель Временного правительства при Ватикане Лысаковский в течение ряда лет после образования Советской республики именовал себя «представителем России» и осуществлял связь Ватикана с различными белогвардейскими организациями. Одновременно миссия Лысаковского служила для папского престола поставщиком шпионской информации о Советской России. В тот же период Ватикан начал проводить различные мероприятия, имевшие целью подрыв международного и внутриполитического положения нашей страны.
Особую роль в этой подрывной деятельности играла и играет образованная при Ватикане еще в мае 1917года «Конгрегация восточных церквей», на которую возложено руководство делом распространения «католицизма восточной обрядности» в странах с православным населением. После Октябрьской революции «Восточная конгрегация» превратилась из центра по руководству «воссоединением христианского мира в лоне единой (то есть католической) церкви» в штаб Ватикана по борьбе с коммунизмом и организации антисоветских интриг.
В 1918 году папа Бенедикт XV назначил епископа Ахилла Ратти «апостолическим визитатором по делам России». Советское правительство отказало Ратти в разрешении на въезд в нашу страну. Тогда он получил назначение на пост чрезвычайного нунция в Варшаве. Сын миланского фабриканта, прошедший школу католического воспитания, Ратти оказался ловким и коварным организатором антисоветского шпионажа в дни войны.
Действуя в тесном контакте со «вторым отделом» (так называемой «двуйкой») генерального штаба буржуазной Польши, Ратти развернул подрывную деятельность против Советской страны. При его прямом участии в Варшаве были организованы особые курсы для подготовки шпионов и диверсантов из числа католических священников. Во Львове была создана типография для печатания на русском и украинском языках антисоветских листовок и воззваний. В тыл советских войск засылались агенты, которые устанавливали связь с местными ксендзами и, пользуясь их помощью, собирали шпионские сведения и подготавливали всякие провокации.
Антисоветская деятельность Ратти не ограничивалась только пределами Польши. Его уполномоченные и тайные агенты орудовали во всех граничивших с Советской Россией государствах и на Балканах. Сам Ратти и его подручные установили тесную связь со многими эмигрантскими белогвардейскими организациями. Он направлял также деятельность назначенного папой «апостолического визитатора по делам Украины».
В 1920 году Ратти вернулся в Рим, а в следующем году за свои «заслуги» получил кардинальское звание.
В 1921—1922 гг. ряд областей нашей страны постигли неурожай и голод. Ватикан обратился к Советскому правительству с предложением направить в Россию миссию якобы для оказания «помощи голодающим».
25 августа 1922 года миссия Ватикана по оказанию «помощи голодающим» прибыла в Крым. В составе миссии было 11 человек, в том числе 3 иезуита. Возглавлял ее американский иезуит, директор одного из колледжей этого ордена в США, «доктор философии» Эдмунд Уолш.
Советское правительство в начале 1924 года потребовало отзыва главы миссии Уолша, изобличенного в антисоветской деятельности. На смену Уолшу Ватикан прислал «святого отца» Германа, но характер и содержание «работы» католической «миссии помощи» от перемены ее руководства не изменились, наоборот, миссия усилила свою подрывную деятельность. Ввиду этого летом 1924 года Советское правительство было вынуждено выслать ее личный состав из пределов страны.
Под различными предлогами католическая реакция пыталась создать свои опорные пункты в Закавказье. В сентябре 1918 года между Ватиканом и католикосом Грузии Кироном II шли переговоры о слиянии православной и католической церквей. В результате предательства Кирона II Ватикан получил право назначить в Тбилиси католического архиепископа. На этот пост папа назначил доминиканца Мориондо, назвав его «апостолическим викарием и администратором Кавказа». Одновременно папа поручил «неаполитанской провинции» ордена иезуитов распространить свою деятельность на Грузию. В 1921 году после установления в Грузии Советской власти Мориондо был заменен архиепископом Сметсом, который пробыл в Тбилиси до августа 1924 года. Деятельность Сметса в Грузии, не имевшая ничего общего с проповедью «слова божьего», завершилась его участием в меньшевистской авантюре, после ликвидации которой Советское правительство выслало Сметса.