Чань как часть буддистской школы

Вышесказанное проявляется как отличительный признак чань от других школ буддизма в отношении к физической деятельности. В отличие от монастырей других школ буддизма, где следуют своду правил Винаи, в Шаолине и других чаньских монастырях существует свой устав, введенный патриархом Байчжаном (720—814) — "Байчжан цин-гуй". Если Виная не поощряет и даже запрещает физическую деятельность, то в чаньских монастырях труд является обязательным для всех, даже для настоятелей и патриархов. Безделие считается предательством жизни.

Когда монахи спрятали от престарелого Байчжана рабочие инструменты, он отказался от еды, сказав: "День без работы — день без еды". А когда приглашенный в один из чаньских монастырей князь с удивлением спросил: "Почему настоятель монастыря подметает пол?", тот ответил ему: "Ветер нанес много пыли".

Такое же отношение чаньских монахов и к занятиям боевым искусством, которым в Шаолине посвящают свое время все, включая настоятелей. Известен настоятель Линь Во, который провел подряд 30 поединков с продвинувшимися монахами-бойцами и все их закончил победой, не получив серьезных повреждений.

Никакого несоответствия идеям буддизма (а именно принципу "ахимсы" — не-насилия) во всем этом нет. Трудовая деятельность и занятия самообороной определяются правом защиты жизни. И если последователь Будды совершает поступок, защищающий жизнь, не мотивированный алчностью, завистью, гордыней и гневом, то это и будет "не-деянием" и "не-насилием, что и отражает шаолиньский принцип "покой в действии". Покой же должен достигаться не умышленным безделием, а быть результатом самореализации и удовлетворенности достигнутым.

Чань ничего не запрещает. Вопрос — в чем вы будете еще нуждаться?

Будь свободен! Будь свободен!

Будь совершенно свободен!

И тогда…

Сосна зеленая, а снег белый.

Чань не предполагает занятий боевым искусством, а занятия боевым искусством не предполагают чань. Но шаолиньские монахи рассматривают занятие боевым искусством как занятие чань, а повседневную жизнь как продолжение занятий боевым искусством. Чаньское упражнение сознания способствует успехам в боевом искусстве, а принципы боевого искусства используются в повседневной жизни. Именно соединение свободы духа и силы тела делает шаолиньских монахов грозными бойцами, с которыми никто не желает встречи в бою.

Система поддержания здоровья (ям шэн цзя)

1. Питание.

Основной продукт питания монахов — каши из зерновых и бобовых культур: гречихи, проса, ячменя, овса, риса, сон, фасоли, чечевицы. В день употребляют три разных продукта, через неделю проводят смену рациона. Каши заправляют растительным маслом и дополняют различными овощами и зеленью. Овощи употребляют и сырыми и вареными, готовят овощной суп, а на зиму маринуют и сушат. Так же употребляют фрукты и ягоды. Едят вторичные молочные продукты: творог и простоквашу.

Когда организм испытывает большие физические нагрузки, употребляют рыбу и яйца. Пьют кипяченую поду, отвары трав: жимолости, крапивы, плодов шиповника и т. д. Для предупреждения и лечения болезней сердечной и пищеварительной систем употребляют отвары плодов боярышника, листья мяты, подорожника, тысячелистника, ромашки, корня наперстянки и женьшеня.

Согласно монастырской традиции, пищу принимают два раза в сутки: в полдень и вечером. Но для мирской жизни лучшим будет трехразовое питание.

Растительная пища богата витаминами, служит ощелачиванию организма, что предохраняет от многих болезней и ожирения. Поэтому монахи разных времен в большинстве своем были худощавыми, но обладали крепким здоровьем и, дожив до семидесяти—восьмидесяти лет, оставались энергичными.

2. Движение.

Монахи не прекращают занятий боевым искусством до глубокой старости. Так же они относятся и к труду. Нередко сами настоятели монастыря выходили в поле работать или размяться и боевых упражнениях, подтверждая свой неформальный авторитет. Если время свободно от работ и боевых упражнений, его посвящают пешим прогулкам: то, что создано для движения, должно двигаться.

Двигательная активность поддерживает сердечно-сосудистую систему и суставы в хорошем состоянии, предотвращая застойные и склеротические образования в них.

3. Закаливание.

Каждый вечер монахи обмываются холодной водой из ручья. Зимой обтирания холодной водой делают в помещении. Если нет сильного ветра и осадков, ежедневные занятия боевым искусством проходят во дворе и на открытой террасе, а летом — обязательно с обнаженным торсом.

Холодные водные процедуры стимулируют обмен веществ, кровообращение и работу мозга, повышают мышечный тонус и, вместе с солнечными ваннами, иммунитет.

4. Мышление.

Мышление оказывает большое влияние на здоровье организма. Неправильное мышление вызывает застойные отрицательные состояния (неврозы), которые в свою очередь могут быть причиной гипертонии, заболеваний пищеварительных органов, сердца и кожи.

Последователи Будды, воспитывая правильное мышление, устраняют саму возможность появления отрицательных состояний; зависти, страха, обиды, скорби, гнева, гордыни, а к людям, подверженным этим ложным состояниям, относятся как к заблуждающимся и готовы им помочь.