Юнчунь-цюань Гун-фу
Стиль Юнчунь-цюань возник в середине XVIII в., отделившись от стиля «Южный Белый Журавль». Согласно преданию, этот стиль создала женщина по имени Янь Юнчунь, перенявшая техники «Южного Белого Журавля» у буддийской монахини Умэй в горах провинции Юннань. Позже Юнчунь принесла эти техники в Кантон, где они и стали «Кулаком Юнчунь» («Вин Чун Куэн» в кантонском произношении). Первым достоверно известным мастером Юнчунь-цюань был аптекарь из Кантона Лян Джи Тай (XIX в.), который обучил врача Лян Яна. У Лян Яна было трое учеников — Лян Чун, Лян Бак и Чан Ва Шун. У них обучались все наиболее известные мастера, основавшие современные ветви Юнчунь-цюань. В настоящее время Юнчунь-цюань является одним из самых популярных стилей китайского Ушу в мире.
Существует несколько ветвей этого стиля, развивающиеся в КHР (Фошань, Фуцзянь, Кантон, Гуанчжоу, Шуньдэ, Чжаоцинь, Гаохэ), Гонконге, Макао, Вьетнаме, Малайзии, Филиппинах, США и т.д. Hаиболее известными и популярными являются китайская ветвь, возглавляемая Лян Гуанманем; гонконгская ветвь, основанная Ип Манем; вьетнамская ветвь, основанная Тэ Конгом. Hаиболее известные современные мастера — Ип Чун, Вильям Ченг, Леон Тин, Августин Фонг, Хоан Вин Занг, Хвин Hгок Ан, Саймон Лау, а также основатель Джит Кун До Брюс Ли. Юнчунь-цюань основывается на принципах эффективности и рациональности. Реальность применяемых техник ценится выше, чем внешняя красота движений. Стиль Юнчунь-цюань считается одним из самых реальных боевых стилей, его осваивают в спецподразделениях и армиях ряда стран (США, Израиль, Вьетнам, Англия и др.); многие бойцы других направлений воинских искусств осваивают Юнчунь в качестве дополнения к своему стилю. Оригинальной и высокоэффективной является школа Синь Цзя Юнчунь-цюань (Modern Wing Chun), девизом которой является — «Традиция и Современность».
Традиции и современность
«Традиция» — это канон Школы, неуклонное следование ее принципам, уважение к истокам. Это основа жизнеспособности Школы, то, что делает ее Искусством. Обучение базируется на — изучении традиционных форм (Таолу); использовании методики Цяо Шоу («руки-мосты») и Цяо Туй («ноги-мосты»); соблюдении базовых принципов (контроль центральной линии, одновре-менность защиты и атаки, нижнее положение локтя, рациональность, прямолинейность) и тренировочных теорий (сначала жесткое — потом мягкое, сначала внешняя работа — потом внутренняя, сила генерируется в пояснице, наиболее важны техники слушания, следования, прилипания, обвивания и контроля); выработке и использовании боевой силы Цзинь; наличию четырех основных разделов всех традиционных школ Ушу (техника рук — Шоу Фа, техника ног — Туй Фа, захваты и болевые замки — Циньна, борьба — Шуайцзяо). «Современность» — это учет реалий современного мира, основа для развития и эволюции Школы, то, что позволяет называть искусство Боевым. Обучение разбито на этапы — Пай Шоу, Бан Шоу, Лоу Шоу, Фан Шоу (причем освоение техник и методов, необходимых для самообороны, происходит на начальном этапе обучения). В процессе обучения используются дополнительные формы (как учебный вспомогательный материал), расширяющие возможности бойца. Большое внимание уделяется реальности используемых техник и приемов, с учетом специфики современности (характер конфликтов, используемое оружие, особенности современного рукопашного боя, одежда, климат и т.д.). Происходит рациональное заимствование способов и методов ведения боя в других системах, если они не противоречат канону Школы.
Техника Юнчунь-цюань базируется на формах: Сяо Жень Тоу, Сюнь Цяо, Бяо Цзы, Сань Чжань и др.
Терминология Юнчунь-цюань гун-фу Формы (таолу) Сань Чжань — «три схватки» Сяо Жень Тоу — форма «малой идеи» Сюнь Цяо — «наведение мостов» Бяо Цзы — «летающие пальцы» Сань Бу Лянь — «связка трех шагов» Ян Цзы — форма техник боя на дальней дистанции Ибай Ба Фа — техника 108 приемов Му Ян Чжу Тао — форма деревянного манекена Лун Гунь Тао — форма шеста-«дракона» Ба Шуан Дао — форма с парными мечами-«бабочками» Шуан Цзянь Тао — форма с парными мечами-цзянь Разделы техники и методы тренировки Цзыбеньгун — базовые техники и упражнения Шоу-фа — техника рук Туй-фа — техника ног Циньна — болевые и удушающие приемы Шуайцзяо — броски и выведения из равновесия Ци Гун — дыхательные упражнения Цзинь Гун — тренировка «боевой силы» Пай Шоу — «хлопающие руки» Бан Шоу — руки-«крылья» Лоу Шоу — захватывающие руки Фан Шоу — «связывающие» руки Туй Шоу — толкающие руки Цяо Шоу — руки-«мосты» («липкие руки») Цяо Туй — ноги-«мосты» («липкие ноги») Дуйлянь — парная работа Му Ян Чжу Фа — техники с деревянным манекеном Лун Гунь Шу — техника работы с шестом Ба Шуан Дао Шу — техника работы с мечами-«бабочками» Цзянь Шу — техника работы с мечом-цзянь Сяо Гун Шу — техника работы с короткой палкой
Техника рук (шоу-фа)
Удары: Чун Цюань — прямой удар кулаком Тань Цюань — горизонтальный удар тыльной стороной кулака Бэн Цюань — вертикальный удар тыльной стороной кулака Гуань Цюань — боковой удар кулаком Чао Цюань — удар кулаком снизу Пи Цюань — кулак-«молот» Туй Чжан — удар основанием ладони Пи Чжан — удар ребром ладони Бяо Чжан — удар пальцами Дэ Чжоу — удар локтем по кругу-сбоку Пань Чжоу — удар локтем сбоку Цянь Дин Чжоу — удар локтем вперед Тяо Чжоу — удар локтем вверх Хэ Дин Чжоу — удар локтем в сторону Чэнь Чжоу — удар локтем вниз Худэ Чжан — удар ладонями-«бабочками» Юнь Шоу — «облачные» руки.
Блоки: Пай Шоу — блок хлопком ладони Тяо Шоу И — блок предплечьем наружу Тяо Шоу Эр — блок предплечьем внутрь Бан Шоу — блок «крылом» Гуа Шоу — отводящий блок вниз Бяо Шоу — блок вверх Лоу Шоу — блок захватом.
Техника ног (туй-фа) Стойки и передвижения (бу-фа): Мабу — стойка «всадника» Сюйбу — стойка с весом на задней ноге Дулибу — стойка на одной ноге Эр Цзы Ма — стойка «песочные часы» («лошадь двух иероглифов») Чжуй Ма — стойка «прекрасной наездницы» («сидящая лошадь»).
Удары: Дэн Туй — удар пяткой вперед Цзе Туй — удар, пересекающий опорную ногу Цэ Чуай Туй — удар ребром стопы Хоу Дэн Туй — удар назад Юаньян Туй — удар «утки-мандаринки» Лихэ Туй — удар махом внутрь Байлянь Туй — удар махом наружу Цэ Дянь Туй — круговой удар внутрь Динси — удар коленом.
Блоки: Тиси — защита подъемом колена Тяо Туй — блок голенью наружу Бан Туй — блок голенью внутрь.